"Это не государственная помощь"
Известный фермер Николай Юзефов заявил о фактическом отсутствии господдержки сельхозпроизводителей в Ростовской области. Помощь недоступна из-за чудовищной бюрократии и множества абсурдных требований. Важнейшие проблемы при этом годами остаются неразрешенными.
Импортозамещение в промышленности, продовольствии и медицине стало центральной темой общественных слушаний ОНФ, которые прошли накануне в Таганроге. Поделиться опытом пригласили известного донского фермера - его предприятие в этом году посетил Владимир Путин - Николая Юзефова, главу одноименного КФХ в Семикаракорском районе. Буквально за минуту рассказав об успехах (собранный урожай успешно продали, хозяйство наконец начало поставлять картофель чипсовому заводу), фермер перешел к проблемам.
"Чтобы получить субсидию, мне нужно последнее время не в поле работать, а сидеть в кабинете. Только я в поле выезжать - срочно вернитесь, печать нужна, тут буква не та стоит... У меня 16 машин американских, для субсидии по мелиорации они говорят: ты должен сфотографировать эту машину. Ну что это за абсурд? Я могу у соседа ее сфотографировать, они 16 одинаковых, для чего это нужно? Есть акт приемки, документы, что еще? - начал фермер. - У меня даже смешной анекдот: я сфотографировал поливалку, а там была часть лесополосы. Приезжают, а лесополосу убрали. И говорят - это не та поливалка, субсидию не даем".
После такого, признается Юзефов, лично у него нет никакого желания оформлять документы на субсидии.
"Вот это называется государственная помощь. Это не государственная помощь" - оценивает фермер. Зал оживляется, а оратор продолжает разгром.
"Я сказал Владимиру Владимировичу (Путину во время визита на КФХ - уточнение 1rnd.ru), что могу увеличить производство, но нужен газ. Подозвал он Дворковича, так и так, нужно решить. Приезжают представители, говорят, Николай, ты молодец, твоей базе подведут газ бесплатно. Сейчас закрутили, все, уже наверное, газа не будет", - так идет выполнение поручений президента РФ. Газ для Юзефова - это теплицы. Теплицы - это огурцы и помидоры, которые сейчас стремительно дорожают из-за антитурецких санкций.
"Кто эти люди, которые не выполняют поручения президента?" - чуть позже возмутится сопредседатель регионального штаб ОНФ Татьяна Федирко.
"На сегодняшний день мне сказали, что письмо затерялось где-то у министра нашего областного промышленности", - расскажет Юзефов.
"Избиение чиновников" пока же идет дальше, и фермер переходит от своего хозяйства на отрасль в целом. Множество производителей, говорит он, банкротятся из-за неповоротливого госаппарата - на регистрацию новых зданий может уходить год или два. В итоге многие не могут сформировать залоговую базу и получить привлекательные кредиты.
"Я вот рискую - сначала строю, бывают штрафные санкции, а потом оформляю. У меня сейчас не оформлен офис", - чистосердечно признается Юзефов. Лично для него бюрократические препоны пока обернулись невозможностью построить новое хранилище на 12 тысяч тонн. Хранилищ в области вообще катастрофически не хватает. В этом - еще один секрет засилья зарубежных овощей и фруктов на полках магазинов.
"Я ездил по всей стране, и когда появляется на прилавке наш картофель ростовский, никто уже не берет ни Египет, ни Израиль. Но его нужно хранить. Помогите нам построить хранилище, и все будет", - заверяет глава КФХ.
Замминистра сельского хозяйства Ростовкой области Ольга Миронова попыталась оправдать местных чиновников и переложила ответственность на федерацию.
"Что касается большого количества документов, это не наши требования, это требования, которые нам доводит федерация, и минсельход за каждую копейку бюджетных денег ежегодно проверяют до 10 разных организаций, в том числе и Росфинконтроль. За бюджетные деньги мы отвечаем и работой, и головой", - посетовала заместитель министра.
Но внимания как минимум к своей проблеме Николай Юзефов все же добился. Сопредседатель регионального штаба ОНФ Александр Каминский объявил, что "фронтовики" берут на контроль ситуацию с газоснабжением его хозяйства.
Выступление возмущенного фермера также привлекло внимание донского бизнес-омбудсмена Олега Дерезы.
"Руководителей КФХ волнует отсутствие овощехранилищ и они признают, что могли бы увелить выработку сельхозпродукции, но ее негде хранить, есть проблема с газом для теплиц. У нас есть коворкинги для бизнеса, но производственных стрктур для сельских хозяйств нет. Может быть, действительно стоит подумать о создании каких-то общих овощехранилищ. Я намерен встретиться с ними и уточнить, что конкретно необходимо для строительство данных производственных зданий", - рассказал он. Информацию о потребностях КФХ Олег Дереза намерен включить в свой доклад для губернатора Ростовской области.
При этом, высказал Олег Дереза свою точку зрения, имеющихся усилий государства по активизации импортозамещения недостаточно. Создавать отечественное, по мнению бизнес-омбудсмена, должно быть делом сверхприбыльным.
"Кардинальные меры нужны, нужно создать супер-преференции, чтобы конкурировать с иностранными производствами, - отметил он. - Нужны условия для производства, а не только финансовые вливания. Например, освобождение от налогов для уникальных российских производств".