Глеб Диденко, журналист, писатель: «Деньги в моем случае не главное»
В одночасье стал миллионером наш коллега, редактор информационной службы «Радио Ростова» Глеб Диденко. Его признали лауреатом всероссийского литературного конкурса «Дебют» и вручили премию в один миллион рублей. Однако Глеб не зазнался и согласился прийти на интервью в редакцию 1rnd.ru.
Гость был немного уставшим — вечером он только прилетел из Москвы и с утра сразу отправился на работу, делать выпуск.
- Оказывается, мы многое не знаем о своих коллегах. Глеб, когда ты стал писателем?
- Я очень рано начал писать стихи, а прозу лет в 19-20. Сначала это были совсем робкие попытки, которые никому не показывались. А потом я попробовал послать свой сборник рассказов «Тополь дрожащий» на премию «Дебют».
- В этом году впервые?
- Нет, сборник рассказов я отправляю второй год подряд. И я ни на что не надеялся. Думал, что отправлю, и мне даже не придет отказ. На «Дебюте» это так и происходит. Просто тебя не упоминают в лонг-листе, и это значит, что ты не прошел. Получилось неожиданно. Сначала я попал в лонг-лист, затем в шорт-лист. С тем же чувством, ни на что не надеясь, я поехал в Москву и получил статуэтку.
- И миллион?
- Да, и миллион, - спокойно отвечает Глеб. Видно, что тема денежного приза его не очень интересует. Но я не оставляю попытки и вновь спрашиваю:
- А куда планируешь его потратить?
- Какое-то время я планирую пожить спокойно. А вообще думаю, что деньги в моем случае точно не главное... Я до этого нигде не занимал призовых мест. Поэтому для меня важно само внимание литературного сообщества. Это очень мощный пинок для того, чтобы дальше двигаться. Чтобы, когда ты садился писать, то ты понимал, что это зачем-то нужно, а не просто твой беззвучный крик в пустоту. Это путь для публикации в «толстых» литературных журналах, которые читают издатели. Это хороший путь к их глазам, а через них – к читателю. Я какое-то время поживу спокойно и займусь тем, чтобы за это время написать побольше.
- Побольше? У тебя грандиозные планы?
- Не совсем. У меня в планах несколько новых рассказов. Я пока не лезу на территорию крупной прозы. Хотя я предполагаю, что рано или поздно это случится. Потому что сегодня издатели гораздо охотнее берут романы. Такова ситуация в литературном мире. Сборники рассказов могут активно продаваться только, если это, условно говоря, Улицкая, Прилепин или еще кто-то. А если ты приходишь молодым неизвестным автором, то со сборника рассказов начинать трудно.
- Но все-таки тебя уже отметили среди лучших. Что именно комиссию конкурса привлекло в твоих произведениях?
- Насколько я понимаю, их подкупила искренность - наверное, это единственный ресурс, которым я сейчас располагаю. Мне 25 лет, и у меня не может быть отработанного литературного мастерства. Но стараться быть честным я могу. Наверное, это и получилось.
- Честность, наверное, из профессии журналиста позаимствовал. Как, кстати, тебе удается все совмещать?
- Тут есть два способа, которые я для себя лично выработал. Во-первых, бывают моменты в жизни, когда ты не писать не можешь. Это так. Когда случается что-то сложное и кардинально тебя меняющее, тебе необходимо это выписать. От этого не становится легче, как многие думают. Во-вторых, профессия журналиста вполне способствует поиску сюжетов в окружающем мире. А самое главное, ты активно прислушиваешься к проблемам окружающих, когда ты примерно понимаешь, что в стране происходит.
- Уже какие-то новые сюжеты для прозы удалось найти?
- Не каждая история может стать прозой, но для репортажа ее будет вполне достаточно. Поэтому мы решили создать интернет-проект «Ростов, смотри!». Я являюсь его редактором. «Ростов, смотри!» – это портал не о городской жизни, а о городских жителях. Мы пишем, например, про энтузиаста-астронома, который на Чкаловском создал обсерваторию. Или о человеке, который 13 лет сплавляет людей по Дону. Каждый ростовчанин может стать нашим героем, просто потому что он уникален. Журналистика для меня останется моей профессией. Сейчас, наверное, просто быть писателем и нигде не работать нельзя.
- То есть писательство – это именно то, к чему лежит душа?
- Я всегда разделял заработок и то, что я считаю делом своей жизни. Мне кажется, что писательство – это то, в чем я бы хотел реализоваться по-настоящему. Это для меня одна из основных вещей в жизни – наряду с любимой женщиной.
- До интервью мне удалось прочитать 25 % твоей книги, именно такое количество страниц было опубликовано в Интернете. Личность главного героя как-то связана с твоей, или это все же вымышленный персонаж?
- В книге есть очень много автобиографичных моментов. Там даже есть моменты, которые связаны с историей моей семьи. В отрывке, до которого ты не дочитала, есть выдержки из полевого дневника моего прадеда, в котором я не поменял ни запятой. Из уважения.
Глеб сделал паузу и продолжил:
- Опять же для молодого автора всегда проще: писать о прожитом, писать о том, как это тебя меняет. Потому что в первую очередь ты прислушиваешься к себе. И только достаточно сильно прислушавшись к себе, ты начинаешь слышать окружающих, и слышать, как на них влияют похожие ситуации. По крайней мере, так у меня.
- А почему «Тополь дрожащий»?
- Тополь дрожащий – это биологическое название осины. Это очень специфическое орудие казни. Мне нравится, что в нем есть и смерть, и жизнь, и страх. Практически все в этом словосочетании есть.
- А как это с рассказами соотносится?
Это все про молодых людей, которым, наверное, чего-то не хватает. Какого-то другого мироустройства. И, к сожалению, всякое изменение мироустройства в России не проходило мирно, оно проходило насильственным путем. В ощущении неизбежности такого катаклизма было взято это название.
В данный момент сборник рассказов Глеба Диденко ожидает публикации. Ознакомиться с отрывками его произведения можно на сайте премии «Дебют».
Видеоверсию интервью смотрите на нашем телеканале.