Эд Халилов, тренер курса «Наука выживать»: «Кто обезопасит вас на 100%? Никто. Только вы сами»
Аттестованный спасатель МЧС, один из лучших знатоков выживания в дикой природе и просто настоящий мужик Эд Халилов приехал в Ростов-на-Дону, чтобы обучить группу людей, как не погибнуть в экстремальных ситуациях. На три дня он увезет почти 30 человек в лес и передаст им свои навыки о том, как держать себя в руках при форс-мажорных обстоятельствах, закалит дух и научит выживать в лесу.
Зачем этот курс городскому жителю?
Эти навыки и знания могут пригодиться любому человеку. Понятно, что мы живем в более менее спокойное время, но в городе вероятность форс-мажоров высока. Каждый человек должен иметь хотя бы минимальный базовый уровень. На курсе мы рассматриваем не какие-то гипотетические ситуации, а именно прикладные.
На что первую очередь делается упор на ваших курсах? Ведь, грубо говоря, вы за три дня пытаетесь научить тому, на что в армии уходит год.
К сожалению, тем вещам, о которых я рассказываю, в армии не учат. За три дня я пытаюсь уложить в программу очень много всего. Тренинги основываются на концепции «Приди, получи и уйди». Это не столько теория, сколько практика, потому что я убежден, что теория без практики мертва. Читать книжки и смотреть видео в Интернете мало. Нужно, чтобы человек своими руками смог попробовать одного, второе, третье; оказался в экстремальной ситуации и сделал правильное решение.
Три дня у меня настолько интенсивные, что участники спят порядка четырех-пяти часов всего. Я учу, как правильно спать, как поспать 20 минут, чтобы потом он смог спокойно выполнять задачу и прочее.
На что первую очередь делается упор? Главные основы безопасности — это интеллект и бдительность. 90% происшествий можно не допустить, либо подготовиться к ним, чтобы в ответственный момент они не стали для вас чем-то необычным. Только 10% - это форс-мажоры. Я учу тому, чтобы люди не допускали в свою жизнь экстремальных ситуаций. Это и есть основная задача курса.
Ребятам, которые идут в армию, ваш курс будет полезен?
Безусловно. Саму концепцию выживания надо понять. Для чего это нужно? Не для того, чтобы в режиме ошпаренной кошки решать какие-то проблемы, а комфортно жить. Люди думают, что с ними этого не произойдет, обойдет стороной. Опасность может случиться каждый день. Почему не хотят верить? Потому что человек, как правило, не хочет верить в плохое.
Есть ли какие-то ограничения для участников курсов «Наука выживать»?
Пол не имеет значения. У нас как в армии есть понятие «боец альтернативной физиологии», уж простите. Хотя порой девчата проявляют намного больше силы воли и стрессоустойчивости, нежели которые парни. Эта иллюзия давно сошла, и на женщин в нашей стране можно понадеяться, потому что многие из них смогут из горящей избы вытащить своего мужика.
По поводу возраста. Самому старшему участнику было 60 лет, самому младшему восемь, он пришел с отцом. В последнее время такие случаи участились. Бывают и мамы с дочерьми. Дети стойко держатся и им очень интересно. Вообще курс идет 14+ с разрешением родителей.
Чем вы питаетесь на курсах? В интернете есть видеоролики, где едят муравьев и прочее.
Да, летом у нас экстремальное питание. Кушаем всяких жучков, паучков, муравьев, личинки майских жуков. Но много радости в этом нет. Самая лучшая таблетка от голода — это беляш или банка тушенки. Независимо, сыроед человек или вегетарианец. В экстремальных условиях он будет есть все.
Я всегда говорю ребятам: если вы находитесь в лесу, не надейтесь, что вы поймаете зайца, лису, кабана, лося, медведя... Самое простое — это возить в машине несколько сухпайков. Пошел в лес на день — возьми еды на три дня. Чтобы были углеводы, сухофрукты, орехи, печеньки, халва и необходимый запас воды. Тогда ты не попадешь в такую ситуацию, когда нужно есть муравьев.
Охраняется ли как-то территория, где вы проводите тренинги?
Территория не охраняется и я сразу говорю участникам, что это не детский сад и я им не нянька. Дабы у них не было иллюзий, что я за них все решу и буду бегать за ними. Со своей стороны я делаю все так, чтобы было безопасно. Хотя иногда говорю: «Может вы вернетесь не все». Таким образом я сбиваю эту иллюзию.
Ни один человек не хочет брать ответственность за себя — они любят ее на кого-то перекладывать. У них все плохо: они жалуются на президента, политиков и так далее, но сами ничего для своего развития не сделали. Каждый человек сам в ответе за свою жизнь. Это хорошо, что у нас есть экстренные службы, которые могут нас спасти. Однако, если на улице до вас докопается толпа пьяных гопников, вряд ли полиция окажется прям рядом, и скорей всего вы получите по лицу или будете заколоты ножами. Не ростовчанам мне об этом рассказывать. Да и каждый парень должен уметь постоять за себя, свою жену и близких. Чем больше я знаю, тем больше я полезен для своей семьи и общества. Пока вы живы, здоровы, есть возможность и время, вкладывайте в себя. Делайте так, чтобы эти знания остались с вами на всю жизнь, однажды они могут спасти вас и ваших близких.
Какая у вас самая экстремальная ситуация была?
Самая экстремальная была, когда я с братом и другом пошли в гору и я взял с собой тогда еще гирю. Высота не такая уж и большая (1500 метров), но в горах неважно, какая высота, важно, какие погодные условия. Мы поднялись наверх, потягали гирю. Быстро стемнело, погода ухудшалась и было очень холодно — когда мы снимали рукавицы, пальцы коченели моментально. Мы таким образом раздербанили плитку шоколада и ели вместе с фольгой и бумагой. Когда пошли назад, штаны задрались, туристические гамаши слетели и снег стал забиваться в обувь. В итоге ноги были в крови, получили обморожение. При спуске потеряли свою тропу. Мы все начали засыпать, прячась за какой-нибудь ибудь бугорок. Потом я себя поймал на мысли, что мне уже сны снятся, стало хорошо и тепло и тогда понял, что что-то не так. Стало действительно страшно, что мы останемся здесь, на горе. Я заставил себя подняться, пришлось будить моего брата и друга, бить их по лицу. Мы начали уже бежать вниз, я снял обувь и полтора-два часа бежали к машине. Только там я понял, что мы все-таки спаслись. Когда рано утром приехал домой, то проспал ровно сутки. Я был на Эльбрусе, Килиманджаро, но чуть не погиб в горах своей родной Башкирии. Хотя мы там были сто раз.
Даже гирю я вернул, хотя меня упрекали, чтобы я ее оставил. Но я сказал, что это батина гиря и он меня убьет (Смеется). Она до сих пор дома стоит.
У вас был какой-то личный мотив для создания тренинга «Наука выживать»?
Мне очень нравится передавать людям свои знания. Тренерской деятельностью занимаюсь уже давно. До «Науки выживать» три года я тренировал только мужчин. Там была немного иная подготовка — больше рост на внутренние качества: лидерство, харизма, сила духа. Делали так, чтобы ребята начинали развиваться, занимались физически и духовно, читали литературу. Личностный рост — это не только два высших образования, хорошая кредитная история, крепкая семья и надежные друзья. Это когда мужчина знает, как себя вести в случае ДТП, пожара и даже просто, если кто-то просто подавился, не дать ему умереть на глазах от удушья. Здесь количество денег не имеет значения, ты должен что-то знать.
Можно ли сказать, что через физические нагрузки вы влияете на душевное развитие?
Сто процентов. Раньше я думал только о том, чтоб бицуха была крепкая и прочее. Хотя это тоже важно, чтобы потенциальный злоумышленник на тебя посмотрел, а у тебя на лбу написано: «Трансформаторная будка. Не влезай — убьет». А вообще через физические упражнения человек тренирует свои внутренние качества — силу духа, силу воли. Они важны не только спорте, но и в жизни. Через спорт люди закаляют лидерство, дух. Можно и в других делах добиваться успеха.
Мужчине для выживания нужно учитывать три момента.
Первый. Физическое здоровье и крепость тела. Если человек больной, он не сможет вынести раненого, оказать помощь, спасти ребенка. Пропив свое здоровье в 20 лет, гуляя по клубам, от него пользы не будет. Питание, сон, тренировки, закаливание.
Второй. Навыки и умения. Да, человек может быть здоровым красавчиком, но без навыков толку тоже маловато. Должен быть интеллектуально подкован, зарабатывать деньги, обеспечивать свою семью. Умения должны быть как социальные, так и в плане выживания.
Третий. Стрессоустойчивость, сила духа и воли. Чтобы в стрессовой ситуации, он не побежал, как истеричка, а принял хладнокровное решение.
Ваш идеал женщины.
Мой идеал женщины — это моя супруга. Самое главное, чтобы женщина была единомышленником. Если у тебя мысли в одну сторону, а у нее в другую, то союза не будет, какая бы там между вами любовь и симпатия не была. Важно, чтобы шли в одном направлении и в паре развивались оба. Тема отношений довольно серьезная, вам надо понимать, что, учитывая мой образ жизни, она будет очень часто одна дома сидеть с ребенком. Не каждая женщина выдержит такое. Была бы другая, которая закатывала мне истерики, нам было бы не по пути. Если понимаете, что человек ваш, тогда круто. В противном случае счастья не будет. Нужно самому развиваться и такой человек притянется рано или поздно.
Человек поехал за границу — это экстремальная ситуация?
После поездки в Таиланд, когда за десять дней пять раз оказался в полиции, я понял, что нахожусь на территории врага. Если едете за границу, интересуйтесь заранее, какие там законы и нюансы. Ищите через Интернет и знакомых русскоговорящих людей. Даже за какую-то денежку, но вы обезопасите себя от многих проблем.
К примеру, в Таиланде меня сбил автобус. Врезался сзади, когда мы ехали на мотоцикле, и поехали в полицию для разбирательств. Они сидят на своем «мяукают» и полицейский сказал, мол, извини, но ты не прав. Хорошо, что со мной был мой друг, который смог доказать ему, что все наоборот. Тогда уже и водитель автобуса, и полицейский согласились, что виноваты не мы.
В детстве вы тоже были экстремалом? Что вас вообще сподвигло заниматься тем, что вы делаете сейчас?
Экстремалом не был. Очень любил играть в футбол, хоккей, занимался на турниках и брусьях. В 16 лет я пошел в военно-патриотический клуб и там уже начались спарринги, драки, парашюты, стрельбы. Тогда у меня перещелкнуло. Линия сдвинулась, и я пошел по ней. Ничего трагичного, как это нередко бывает, у меня не было. Понимаю, что иду верным путем, судя по жизненным результатам.
Самый мощный тренинг, который вы проходили.
Самый мощный — это мужской тренинг «Спарта». Благодаря ему у меня появилась узнаваемость, я познакомился со многими достойными людьми. В Ростове он тоже проходил и я был тренером.
На его основе появилась «Наука выживать»?
Нет. «Наука выживать» - совсем другой проект и ни в коем случае не конкурент «Спарте». Там своя специфика, которую, я считаю, должен пройти каждый мужчина.
Что вам обычно говорят люди на выходе из леса на третий день? «Эд, спасибо, я стал другим человеком» или «Эд, это были худшие три дня в моей жизни»?
Все, с кем я общаюсь, получают пользу. В разных аспектах жизни. Люди мне звонят и по самым разным вопросам консультируются. Я открыт для общения, мой телефон в свободном доступе можно найти в соцсетях. Опыт общения с людьми у меня громадный. По выходу после «Науки выживать» обычно говорят: «Раньше было много иллюзий. Спасибо, что развеял их и научил важным и прикладным вещам. Это то, что я буду передавать своим детям». Я даю не эмоции, а навыки и умения. Это не ОБЖ, которое в школе было. У меня это была простая формальность, так как ОБЖшник любил выпивать вместе с физруком и трудовиком. Поэтому у меня эти три предмета вызывали отторжение, и после школы я сам прокачался по всем этим пунктам.
Вы можете в любых соцсетях забить хэштег #наукавыживать и просто минут 20 полистайте. Вы увидите всех тех людей, кто у меня бывает на курсах. Начиная от студентов, заканчивая бизнесменами, владеющими своими заводами. Например, в Чите был очень интересный тренинг. Со мной поехали местный депутат, командир МЧС и был парень с суворовского училища.
Если ты хочешь понять, какой ты человек — иди в лес. Я говорю это не с точки зрения какого-то рекламного хода. Мне это однажды сказали и задумался, что на самом деле это так. Когда только от твоих действий и знаний будет зависеть, вернешься ли ты или останешься там.
Где опасней — в городе или в лесу?
Наши предки жили в лесу, который давал им воду, пищу и безопасность. Но лес все-таки был более агрессивной средой. Люди стали строить каменные джунгли, перебираться в города и сейчас мы живем там, где нашим предкам было бы безопасно — все, что мы сейчас имеем вокруг — это результат очень-очень многих лет и это хорошо. Многие отрицают город, говоря, что «там все искусственное, надо идти в лес». Я говорю: «Иди». Через месяц они возвращаются и говорят, что очень любят город, когда у тебя есть электричество, Wi-Fi, чайник, холодильник... Все начинают любить. Это я к чему. Все-таки мы живем в городе и здесь для обычных людей безопасней, чем в лесу, потому что там намного агрессивная среда. Опасность есть везде, но ее степень всегда разная. Но кто обезопасит вас на 100%? Никто. Только вы сами