«Крещенское купание никакие грехи не очищает, это полный бред»
Пресс-секретарь главы Донской митрополии Игорь Петровский — о настоящей сути Крещения, мифах вокруг праздника и правилах поведения у купели.
Шокирующий крещенский ликбез провел в канун праздника пресс-секретарь Митрополита Меркурия Игорь Петровский. Купание в январе он назвал полным безумием, а не проверкой веры, а надежду на смывание грехов в ледяной воде — бредом. Ввиду очевидной просветительской ценности 1Rnd.ru приводит выступление Игоря Петровского в пресс-центре «МедиаС» полностью, без купюр.
«Сразу хочу опровергнуть три мифа о крещенских купаниях. Первый — купание никакие грехи не очищает, это полный бред. Это так же, как ходить по углям или биться головой о стену, эффект такой же. Грехи очищает и прощает с точки зрения христианского вероучения только покаяние - когда меняется ум человека, вся жизнь, на 180 градусов происходит переворот. Это действительно прощает грехи, а не вход в холодную воду или хождение по каким-то огненным стихиям.
Второй. Крещенское купание ничуть не прибавляет здоровья, а является прямым риском.
И третье, что важно, купанием ни в коем случае никакая вера человека не проверяется. Это народная традиция, кто хочет, тот и следует.
Более того, обычай этот молодой, никакие наши источники до революции или из Древней Руси об этой традиции не свидетельствовали. По моему мнению, этот обычай сложился в самые-самые предреволюционные годы. То есть, он весьма и весьма молод.
Дальше. Меду праздникам Рождества Христова и Крещения всего 12 дней, но на самом деле между этими двумя событиями прошло без малого 30 лет - от того момента, как Христос родился, и до того, как произошло событие на реке Иордан. Достигнув зрелого возраста, Христос выходит на проповедь, и вот здесь происходит событие, которое древние авторы и древняя церковь называли праздником Богоявления. Не крещения — это слово достаточно новое и оно просто прямой аналог описания того, что происходит. Все древние названия этого праздника — Богоявление. Потому что когда Христос вышел из вод Иорданских, над ним парил голубь, и все присутствующе слышали голос с неба Отца Небесного который сказал: «Это сын мой возлюбленный, его слушайте». С этого момента явления голубя, Духа Святого, Отца в виде голоса и Сына в виде Иисуса Христа и начинается проповедь Христа.
Явление всех трех лиц Святой Троицы, богоявление, и есть изначальное название этого праздника. Это и есть смысл того, что мы называем праздником Крещения. Это самое главное.
Поэтому программа-максимум для любого человека — это 18 числа вечером прийти на всенощное бдение, 19 января утром посетить литургию, исповедаться, причаститься и взять с собой святую воду. Что касается крещенских купаний, то это — программа-экстремум. И тут надо знать определенные правила.
Купаться зимой — это всегда требовать от бога какого-то чуда, потому что это на самом деле большой риск. Поэтому никакого алкоголя, никакого мата, никакой брани и никаких сигарет. Об этом не только церковь говорит, но и здравый смысл, элементарная человеческая культура.
Если вы ждете от Бога какого-то чуда — а входить в январе в воду это же полное безумие, которое освящается народным обычаем и приветствуется даже, — то не чудите сами.
В воду эту крещенскую, в купель, вы можете войти либо как христианин, либо как экстремал. Если вы входите как экстремал, с сигаретами, с матом, с криками, с водкой, просто за компашку, проверить себя и так далее — это просто экстремальный спорт, никакого отношения к крещенскому купанию это не имеет.
Всегда нужно понимать, что в этот день освящается вся вода, и ты в нее входишь, возможно впервые имея такую возможность войти в благодатные воды, освятив свою душу. Из этого — второй момент: входя в воду, нужно обязательно совершать молитву. Не просто прыгнуть с криками. С молитвой, совершая крестное знамение.
Молитва очень простая. Тот, кто входит в воду, совершая крестное знамение, говорит: «Во имя Отца» — погружается, аминь — «и Сына» — погружается, аминь — «и Святаго Духа» — и третий раз погружается, произнося слово «аминь». Все.
Третье. Не входить в эту воду за компанию, для проверки себя, на свой страх и риск. Это очень травмоопасно и никакого отношения к тому чуду, на которое мы надеемся, не имеет.
Четвертое. Любому человеку, который в этот день хочет приобщиться к благодати этой воды, совершенно нет необходимости входить в воду. Достаточно просто взять в храме воды освященной крещенской и просто ее попить. Но если уж хочется как-то омыться-умыться, достаточно просто умыть голову, лицо этой водой, и на духовном уровне эффект будет точно такой же, как с полным погружением.
И последнее. Крещенское купание — это всего лишь ступенька для человека, который входит в нормальную религиозную церковную жизнь. И она служит для того, чтобы человек, может быть, впервые приобщившись к этой благодати, почувствовав что-то особенное в эту крещенскую ночь, в этой крещенской воде, в следующем году уже совершал как осознанный христианин этот крещенский праздник. А как я уже сказал, программа-максимум — это поход в храм, исповедь и причастие. Поэтому, поскольку это — ступенька, скажу вам словами, которые мы можем слышать в общественном транспорте: не задерживайтесь на ступеньках, проходите по салону».