Переход на Ворошиловском/Садовой в Ростове кардинально изменится
Подземный переход на Ворошиловском/Садовой в Ростове-на-Дону кардинально изменится, теперь уже точно. После голосований и еще одного круглого стола на эту тему Евгений Лебедев предложил закрыть дискуссию по этому переходу.
Итоговый «круглый стол» прошел сразу же после голосования (его, напомним, проводила в фэйсбуке мэрия), он собрал архитекторов, дизайнеров и всех неравнодушных. Эксперты делились мнениями о том, чем хороши те или иные варианты, а пришедшие поучаствовать в дискуссии горожане и вовсе посчитали, что голосование было нелигитимным.
Напомним, голосование по выбору оформления перехода проводила городская администрация после целого ряда обсуждений. Было представлено шесть вариантов, а победил в итоге тот, который был представлен общественности самым первым — в программе «Мой адрес — Ростов-на-Дону». Он представляет собой светлые стены, желтые цветовые акценты, современную навигацию и кардинально новую подсветку.
«В техническом задании было сказано, что проект должен иметь современное решение, на это мы и ориентировались, - рассказал один из авторов проекта, дизайнер архитектурной студии «Форма» Виталий Кириченко. - Стены должны стать нейтральным фоном для выделения мозаичных панно, кроме того, должна быть понятная и простая навигация».
«Мы рассматривали переход как пространство с огромным потоком людей, - подчеркнул соавтор проекта, дизайнер архитектурной студии «Форма» Антон Москотинин. - Навигация стала важным элементом, увидя который и горожане, и туристы смогли бы легко сориентироваться в переходе. На цветной плитке это достаточно сложно сделать».
К слову, главной претензией горожан к новому варианту проекта стало именно то, что не сохраняется историческая цветовая гамма перехода, так как строители уже убрали часть исторической плитки, которая соединяла мозаичные панно.
«Сохранять панно очень важно, но в остальном нужно применять современные материалы. Считаю, что проект вполне обоснован и аргументирован», - высказался в защиту победившего варианта художник Игорь Киреев.
Согласен с ним и архитектор Игорь Носенко: «Панно несет историческую нагрузку, а плитку надо менять. Тут нужен именно сдержанный фон, чтобы выделить эти панно, поэтому мне нравится этот вариант».
«В то время это было простое унитарное технологическое строение, которое благодаря таланту плиточников стало уникальным, - рассказал руководитель дизайнстудии «Гранд» Александр Алья. - Я считаю решение сохранить его грамотным, оно дает людям некую визуальную коммуникацию».
Старший преподаватель кафедры дизайна архитектурной среды Академии архитектуры и искусств ЮФУ Павел Панченко согласен с тем, что переход нужно обновлять, но не затрагивая при этом исторические мозаичные панно. Он отметил, что уже сейчас видно, что то, что делается в переходе, не соответствует проекту, который представили горожанам: плитка серая, да и на стенах керамогранит вместо заявленных панелей.
Как рассказали авторы проекта, некоторые предложенные ими решения оказались неуместными — например панели пришлось бы долго ждать от изготовителя, да и обошлись бы они дорого. Что касается плитки, то она сейчас кажется темной и серой, а при освещении, которое будет в переходе, будет выглядеть светлее. В итоге горожане увидят переход не таким, как на картинке, но что-то похожее.
Кроме того, как оказалось авторы не учли еще одну скрытую сейчас от глаз горожан мозаику — ее попросту не видно за киосками. На ней изображены играющие на лугу дети. Кстати, так и не ясно, что будет с этим куском, но скорее всего его оставят на месте и впишут в уже существующий проект. Демонтаж киосков перед масштабным ремонтом начнется 1 февраля и тогда можно будет понять, в каком состоянии находится сейчас этот закрытый участок.
«Нужно бережно отнестись к тому, что осталось, - считает глава донского отделения ВООПИиК Александр Кожин. - Новые потолки, полы, кондиционеры — это хорошо, но единственное условие — сохранить то, что у нас сейчас есть, не нужно делать хуже, чем было».
То, что переход изменится — уже решено. Это дал понять заместитель главы администрации Ростова-на-Дону по транспорту и дорожному хозяйству Евгений Лебедев. Он сказал, что это частная инвестиция и конкурса как такового не было, а проект вынесли на обсуждение, потому что после его презентации возникло много споров и мнений. Они было выслушаны, прошло голосование. На этом Евгений Лебедев предложил дискуссию по данной тематике закрыть, а подумать о четырех оставшихся переходах заранее, ведь когда-нибудь ремонтировать начнут и их.
Для справки. Исторические мозаичные переходы уже стали туристической «фишкой» Ростова-на-Дону. Мозаика активно использовалась на станциях метро, но применение в пешеходном переходе нашла только в Ростове. Пять переходов с мозаикой рассказывают о жизни во времена строительства переходов, а также об историческом прошлом города.