День, когда Ростов остановился
Сегодня ростовчане вспоминают в соцсетях 29 января 2014 года. В этот день в донской столице и Ростовской области из-за снегопада начался дорожно-транспортный коллапс, о котором, по-видимому, забудут нескоро.
В пятницу, 29 января, в ростовском секторе соцсетей собирают лайки и перепосты снимки, сделанные ровно два года назад. Для большинства эта дата каких-то пояснений не требует: в этот день сильный снегопад устроил в Ростове-на-Дону невиданный дорожно-транспортный, а затем и экономический коллапс. 1Rnd.ru вместе с ростовчанами помнит, как это было.
Собственно, события начали разворачиваться еще 28 января. В середине дня в Ростове-на-Дону пошел снег. К концу рабочего дня на улицах уже были серьезные сугробы, но снегопад не думал прекращаться.
Общественный транспорт и такси сдались почти одновременно. Но телефоны служб заказа не начали отвечать и глубокой ночью, и тогда стало понятно — это не рядовая непогода.
«Я так и не смогла уехать домой, а идти пешком запретили родственники. Пришлось ночевать на работе. Ранним утром я решила съездить домой, умыться-переодеться и быстренько вернуться, - вспоминает Анна. - От планов стало смешно после того, как я вышла на Буденновский. Все тротуары лежали в настоящих сугробах более метра высотой — я такие последний раз видела в детстве. По метели очень медленно дошла до остановки, чудом влезла в забитый автобус. Мне нужно было ехать с пересадкой на Большой Садовой. Никогда не забуду подземный переход — ступенек просто не было видно, это был такой заснеженный вход в перевернутый иглу, дом эскимосов, который строится из снега. А на остановке было море людей — транспорт, оказалось позже, вообще не ехал. Здесь же останавливались редкие легковушки. Кто-то бесплатно, а кто-то и за деньги (запомнилось по 100 рублей до Сельмаша) брал людей с собой».
Позже станет известно, что на город за день выпала месячная норма осадков. Впрочем, не только на город. Завалило не только дороги, вокзалы, аэропорт, но и основные трассы. Движение по всей Ростовской области оказалось парализованным. Водители застрявших в снегах грузовиков оказались буквально на грани жизни и смерти. Несколько смертей в итоге было зафиксировано — люди пытались дойти домой пешком, но теряли ориентацию в пространстве и замерзали.
Через несколько дней Ростов-на-Дону (большинство предприятий и компаний устроило вынужденные каникулы — люди попросту не могли добраться на работу) столкнулся с новыми проблемами, которые стали следствием транспортного коллапса. В городе начались перебои с продуктами. Основные хлебозаводы просто не могли отправить продукцию в донскую столицу, ростовские предприятия захлебывались от заказов. Начали пустеть полки и в других отделах.
Режим чрезвычайной ситуации в регионе был снят только 5 февраля; в Ростове-на-Дону ЧС сохранялась еще дольше. Количество совещаний с разборами полетов на всех уровнях начало зашкаливать, под следствие попал даже мэр Ростова Михаил Чернышев. Однако главным виновником ситуации все же объявили небывалый снегопад; серьезных последствий для чиновников снежная буря не повлекла.
«Мы выживали, как могли», - концентрация этой фразы в соцсетях сегодня зашкаливает. И действительно: в те дни на улицах Ростова можно было встретить снегоходы и даже запряженных собак — владельцы лаек, хаски и маламутов вспомнили о первоначальном призвании своих питомцев. Однако многое все же подпадает под термин «развлечение»: ростовчане ныряли в сугробы, развлекали интернет сообщество «снежными» фотожабами или, как художник Игорь Мололкин и легендарный грузчик Нахичеванского рынка Славик, покоряли Эверест (он же Эльбрус в их редакции) возле рынка.
Возможно, поэтому сегодня в соцсетях столько ностальгических постов. Хотя их авторов тут же одергивают: добираться домой восемь часов или столько же откапывать автомобиль — еще тот повод для ностальгии.