Никас Сафронов: «Если ты выживешь на улице, то у тебя все будет хорошо и в бизнесе, и в любом деле»
Заслуженный художник России Никас Сафронов пообщался с ростовчанами. Творческий вечер прошел в малом зале Ростовского молодежного театра, на сцене которого начинал свою карьеру знаменитый портретист и экспериментатор. Задать несколько вопросов удалось и корреспонденту 1rnd.ru.
О том, что вдохновляло Никаса на написание картин все эти годы, а также о его тяжелом уличном детстве и внебрачных детях - в нашем интервью.
-Ваша выставка впервые проходит в Ростове. Что для Вас значит этот город?
-Ростов обладает какой-то особой энергией, и тот, кто выжил в этом городе, сможет потом смело жить в любой стране и городе мира - от Лондона до Москвы. Здесь особая аура, особая составляющая. Ростовчанин, встретившийся тебе где-нибудь в Нью-Йорке или в Петербурге, для тебя более родной, чем житель Ульяновска, например. В ростовчанине есть какая-то харизма и ты понимаешь, что перед тобой личность. Самые незабываемые годы моей жизни были тогда, когда я приехал в Ростов. У меня здесь жила тетка на 2-ой Линии. Она мне предоставила дом, а сама по контракту уехала на три года. Три года я и жил в Ростове, а когда она вернулась, я ушел в армию.
-Известно, что вы работали художником-бутафором в Ростовском ТЮЗе. Можно ли сказать, что это был некий толчок для карьерного роста?
-Конечно, ТЮЗ дал мне толчок, потом я работал художником в театре у Донатаса Баниониса в Литве. Потом я делал спектакли, начинал работать с Олегом Ефремовым, но правда, не окончил. «Три сестры»... Ему очень нравились мои идеи. С Арменом Джигарханяном мы сделали спектакль «Пигмалион», где я был уже художником-постановщиком, и в театре у Сергея Проханова спектакль «Дали». Это все дал мне Ростов и именно ТЮЗ.
Чтобы состояться в живописи, я учился и в Ростове - училище имени М. Грекова - и в Вильнюсе, и проходил практику в Паневежисе. Потом я учился в Загорске иконописи у Марии Соколовой, хотя я не был семинаристом, но она мне позволила, видя мои работы. Потом я окончил Суриковский институт. Я прошел богатую школу. Главное, я учился в Италии, Голландии, изучал творчество старых мастеров.
-Что помогло Вам прославиться и стать знаменитым на весь мир художником?
-Холст, кисти, краски, вдохновение и профессионализм. Все остальное - от лукавого. Когда человек любым способом привлекает внимание, рассчитывая на шок, то это уже не искусство, а хулиганство. А сейчас это уже инструмент политики, потому что любой человек, который пишет гадости в литературе или поет плохие песни о нашей стране, то Запад его обязательно поддержит. Перевод Пуси Райот - это, извиняюсь, «бешеные письки». И королева говорит, что надо им помочь, надо их поддержать, хорошие эти девочки, правильно спели. Это кощунство! Недопустимо издеваться над верующими. Я считаю, это не искусство, а хулиганство. Я отношусь к этому плохо, я думаю, что в первую очередь человек должен уметь рисовать, быть художником или архитектором. В искусстве все должно вызывать умиление, восторг. Искусство должно быть вечным, духовным и бесконечно профессиональным.
-Часто бывает так, что истинный талант остается непризнанным в обществе. Как Вы считаете, почему?
-Мы должны проходить школу жизни. А сейчас, когда один мальчик ударил другого, то его могут посадить в колонию. Раньше мы дрались, бились, защищали свою честь, девочек, доказывали свою правоту кулаками. Мы приходили домой и мама говорила: «До свадьбы заживет, а ты дай отпор». И тогда я шел на бокс, шел на борьбу и дрался. А потом вызывал восьмиклассника на «бой кровавый». Это очень полезно оказывается для детей - выжить на улице. Талантливые люди часто работают таксистами, ученый, физик, математик вынуждены подрабатывать. А если бы он имел такую школу жизненную, которую проходят люди вроде меня, то он организовал бы институт и уже не просил бы, а ему мечтали бы все это дать. Если ты выживешь на улице, то у тебя все будет хорошо и в бизнесе, и в любом деле.
-Кем бы Вы стали, если не художником?
-Я поступал в театральное училище перед тем, как поступить в грековское. Я прошел первый тур, хотя и не думал об этом. В школе я играл разные роли, писал сценарии и делал постановки, сказки. Я думаю, что я все равно стал бы творческим человеком.
-Что вас вдохновляет?
-Все вдохновляет. Вдохновляет природа: сегодня солнце. Вдохновляют красивые лица, особенно женские. Возраст не имеет значение, лица всегда красивые. Нет плохих лиц, есть плохие художники. А сегодня я бы сказал - плохие фотографы. Вдохновляет все, особенно, когда я здоров, мои близкие здоровы, моя страна не воюет ни с кем, а просто живет в достатке.
-Раз уж заговорили о близких. Сколько у Вас внебрачных детей?
-Надеюсь, еще будут. И брачные тоже. Вы знаете, внебрачные дети у меня стали появляться каждый год. Где они раньше были? Наверное не так часто меня показывали по телевизору. Я принимаю их всех. Тем более я курирую две школы, которые носят мое имя. Может и здесь такая школа будет когда-нибудь. Я помогаю, почему бы не помочь людям, которые говорят, что они мои. Я не всегда, правда, вспоминаю их мам, но, думаю раз они говорят, то не будут обманывать (смеется).
Справка: Никас Сафронов был дважды в официальном браке. Первая его супруга Драгана училась в Сорбонне на филологическом факультете. С Никасом они поженились в 1984 году, прожили вместе 20 дней. Вторая супруга Франческая Вендармин была итальянского происхождения, с ней знаменитый художник состоял в официальном браке 13 лет.
-Ради чего или кого вы пишете свои картины? Сомневались ли вы когда нибудь в себе?
-Я не удовлетворен никогда своими работами до конца. Я все время в сомнениях. Это нормальное состояние творческого человека. Картины я пишу точно не для себя. Я пишу для людей. Когда человек говорит, что я пишу для себя - он лукавит. Он должен получить признание, ответную реакцию. Мы живем для детей, для страны, для родителей. И чем я взрослее, тем больше этот подъем - уже для государства, для мира.
-Философский вопрос. В чем, по-Вашему, заключается предназначение человека?
-Человек - божественное существо. Он родился для того, чтобы оставить после себя какой-то добрый след: сделать что-то положительное. А человек иногда потерян, не понимает, для чего он живет. Не может найти себя, использует наркотики, средства для поднятия тонуса. Человек должен что-то оставить после себя хорошее и это задача любого человека - от инвалида и до здорового, тем более. Человек должен использовать свой шанс, который ему дает жизнь, для того, чтобы продлить свое существование.
-Говорят, что Вы построили церковь в Ульяновске. Расскажите подробнее.
-Я хотел в Ульяновске построить церковь Святой Анны, но в центре города мне не разрешали, а дали на окраине. Там был священник, который хотел построить церковь за городом. Я сначала отказался, а он - отец Сергий - ко мне пришел и попросил меня хотя бы просто помочь с документами. Я помог, договорился с чиновниками. Все обошлось - он получил документы на землю. Потом он еще раз приехал ко мне и попросил помочь с фундаментом, я согласился. Потом весной опять - затопит же фундамент. И так я построил церковь. Часовню построил я на месте, где похоронены мои родители.
-Счастливы ли Вы?
-Конечно, счастлив. Я могу сидеть перед этим залом, перед этими красивыми девушками и мужчинами. Передавать свой опыт, получать ответы. Смеяться, плакать, испытывать боль, общаться. Еще раз повторюсь: самая главная суть человека - оставить что-то после себя хорошее. Не важно - хирург вы, дворник, художник. Вы должны что-то привнести, быть профессионалом в своем деле. И это уже счастье.
Справка: Никас Сафронов - один из выдающихся современных российских художников. Большая часть работ художника находится в ведущих музеях и частных коллекциях российских и зарубежных звезд политики и культуры, таких как Софи Лорен, Ален Делон, Жан-Поль Бельмондо, Пьер Карден, Дайана Росс, Монтсеррат Кабалье, Мадонна, Михаил Горбачев, Никита Михалков.