"Страх в первую неделю после такой трагедии - это нормально"
Психолог МЧС о том, как справиться с аэрофобией, возникшей после падения самолета
После авиакатастрофы Ростов буквально погрузился в состояние всеобщего страха. Люди сдают билеты, пишут, что больше не смогут летать на самолетах. Редакция 1rnd.ru поговорила об аэрофобии и том, как с ней бороться, с заместителем директора центра экстренной психологической помощи МЧС России Ларисой Пыжьяновой.
- Главный вопрос: как в сложившейся ситуации взять себя в руки?
- То, что жители города находятся в напряженном эмоциональном состоянии - это естественно. Рядом произошла трагедия и стало очевидно, что это может случиться с каждым. Конечно, это страшно, потому что в какой-то момент у нас почву из под ног выбивает и мы ощущаем, что мы смертны. Да, это действительно так. Мы понимаем, что мы смертны, но живем так будто будем жить вечно. И это нормально, потому что иначе мы не смогли бы жить, не рожали бы детей.
Для города Ростова, на мой взгляд, это шоковая ситуация, потому что это первая авиакатастрофа, которая произошла в городе. Она очень сильно ударила не только по тем людям, у которых погибли близкие, но и в целом по всем ростовчанам. Такой вывод можно сделать из обращений по горячей линии, которая круглосуточно работает и в Ростове, и в Москве. Очень много ростовчан звонят к нам, причем не родственники погибших, а просто люди. Люди, которые выражают сочувствие, которые хотят как-то помочь. Авиакатастрофа - это острая и захватившая всех тема.
- Как быстро пройдет страх в этой ситуации?
- Этот острый период, он нормальный и естественный: когда страшно, когда не понимаешь, как я теперь сяду в самолет, отдаешь билеты. Первые дни, неделя - это нормально. Это вовлеченность в общее переживание, она порождает страх, и человек способен с ним справиться самостоятельно.
У нас есть очень мощные адаптационные механизмы. Человечество живет на земле много лет, случаются самые различные катастрофы, из которых мы выходим и продолжаем жить дальше. Мы выходим из таких переживаний с каким-то опытом, взрослеем. Да, на какой-то момент мы становимся настороженными, более внимательными. Но это пройдет. Мы осознаем это, переживем и вернемся к нормальному образу жизни. Не нужно пугаться собственного страха в этот момент, потому что страх - это нормальная реакция.
- То есть, к специалистам обращаться пока не нужно?
- Обращаться к специалистам нужно, когда ваш страх начинает мешать вам жить. Первая реакция страха нормальная, но если проходят недели и месяцы, а вам все еще страшно, то тогда стоит подумать о том, чтобы сходить к специалисту и понять, что с вами происходит. Было бы опасно, если бы люди никак на это не отреагировали. Такие трагедии рушат наши иллюзии бессмертия и мы начинаем понимать, что наша жизнь не очень продолжительна и необходимо очень бережно относиться к ней и к своим близким. Здесь же можно разные уроки извлечь для себя и прежде всего, что необходимо ценить и любить тех людей, которые рядом с нами, которые нам дороги. Сколько слов любви произносят родственники погибших, сколько сожалений. Невольно задумываешься, насколько мы стесняемся или не хотим говорить эти добрые слова при жизни.
- А если в целом говорить об аэрофобии, каковы ее причины?
- Что касается страха полетов - это тоже нормально. С чем это связано? Когда мы садимся в самолет, мы ничем в данной ситуации управлять не можем. Мы пассажиры. В данный момент мы отдаем себя в руки экипажа, диспетчеров. Мы утрачиваем функцию контроля. Поэтому летать всегда бывает страшнее тем, что привык все контролировать. За рулем человек знает, что он водитель и обеспечивает свою безопасность и тех, кто находится на дороге. Тут человек сам за себя и он спокоен. А в самолете он ничего не контролирует. Это почва для страха: моя жизнь не в моих руках. На самом деле, да это так: мы доверяем пилотам, диспетчерам, техникам. Они отвечают за нашу безопасность. Тут надо понять важную мысль, что все-таки в нашей жизни есть много вещей, которые мы не контролируем. И это нормально.
- Просто многие люди считают, что наземный транспорт гораздо безопаснее, хотя статистика показывает обратное.
- Полный контроль собственной жизни за рулем автомобиля - это всего лишь иллюзия. Случиться может все что угодно, водители вокруг тоже бывают разные. Нужно понимать, что жизнь не всегда в нашей власти и это нормально. Наша жизнь управляется не только нами. Случиться может все. Тем не менее, человечество жило, живет и продолжает жить. Если мне нужно полететь, то я полечу. Мне может быть страшно, неуютно, у каждого есть какие то собственные стратегии того, как он справляется со страхом. Если нужно лететь в командировку или на отдых и я боюсь, но сажусь в самолет и лечу, то это нормально. А вот если человек не полетит и его захватит страх, то это уже отклонение от нормы. Здесь мы можем говорить о возникновении фобии. В таком случае за помощью нужно обращаться к специалистам.
Вообще страх имеет охранительную функцию, он защищает нас от опасностей. Ребенок обжегся кипятком, он больше не будет хватать горячее. У страха функция нужная, нормальная. Опасным он становится только тогда, когда он вместо того, чтобы защищать, начинает управлять нами.