В Ростове на здании, где останавливалась супруга Уинстона Черчилля, установили памятную доску
Клементина Спенсер-Черчилль посетила Ростов в апреле 1945 года, подарив городу полное оборудование для двух военных госпиталей.
Ростовская поликлиника №10, что на углу Большой Садовой и Чехова, днем пятницы, 22 апреля, выглядела необычно. Флаги с двуглавыми орлами, люди в дорогих костюмах, иностранная речь. И — прямоугольный предмет на стене, закрытый светлой тканью.
Ведущий церемонии начал с предыстории, последуем его примеру. Осенью 1941 года супруга премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля Клементина создала при британском Красном Кресте общественный Фонд помощи России. Он действовал по 1946 год. На пожертвования — фонд собрал сумму около семи миллионов фунтов стерлингов — закупали продукты питания и медоборудование. Все это передавалось Красному Кресту СССР. В апреле-мае 1945 года ряд городов страны, лежащей в руинах после освобождения от гитлеровцев, посетила сама Клементина Спенсер-Черчилль. В Ростове-на-Дону по разным данным она находилась с 21 или 22 апреля.
С собой благотворительница привезла оборудование и медикаменты для полного оснащения двух военных госпиталей, общая стоимость гуманитарного груза оценивалась в 400 тысяч фунтов стерлингов.
Один из госпиталей, которые посетила супруга премьер-министра Великобритании, находился в ЦГБ. А разместили Клементину Спенсер-Черчилль в этом доме по сегодняшней Большой Садовой, 106. По городским легендам, выбор места был прост — здание было одним из немногих в послевоенном Ростове, где работал водопровод. На стене этого здания и решили установить доску в память о визите высокой гостьи.
Первый заместитель губернатора Ростовской области Игорь Гуськов при этом не преминул отметить: мемориальная доска — не просто дань памяти событию и выражение благодарности за гуманитарную помощь.
«Очень важным является это событие в наше время, когда некоторые страны пытаются переписать историю. Мы же поступаем наоборот. Мы хотим, чтобы наши дети и внуки помнили, что у нашего государства были партнеры по антигитлеровской коалиции, и Великобритания была одним из таких партнеров. И только благодаря совместным усилиям был побежден фашизм», - заявил Гуськов.
Тему подхватил и развил почетный гость церемонии открытия, генконсул Великобритании в Санкт-Петербурге Кит Аллан. Дипломат в своем выступлении выразил соболезнования ростовчанам в связи с авиакатастрофой 19 марта и подчеркнул, что о международном сотрудничестве его сограждане не забывают.
«Сохранение памяти истории наших двух стран остается важным и сегодня. Очень хороший пример — это побратимские связи между моим родным городом, Глазго, и Ростовом-на-Дону. В 2016 году города отметят 30-ю годовщину своей дружбы, и, конечно, мы и дальше будем стараться развивать взаимоотношения между нашими людьми», - отметил дипломат.
Но все же главной героиней всех речей оставалась Клементина Черчилль. Самые яркие слова для нее нашел научный директор Российского военно-исторического общества (РВИО), советник министра культуры РФ Михаил Мягков.
«Вода и пламень, два человека, совершенно разные, он — военный до мозга костей, она — женщина-красавица, которая знает себе цену, - Мягков целиком посвятил свое выступление Клементине. - Есть такие воспоминания, что Клементина была во многом и рулевым своего супруга. Без нее он, как некоторые источники говорят, не принимал ни одного важнейшего политического решения, хотя открыто об этом не говорил. Вот какой женщине мы сегодня открываем мемориальную доску здесь, в Ростове-на-Дону».
Барельеф на доске — это объемное воплощение известного черно-белого снимка Клементины Спенсер-Черчилль. Обладательница рыцарского звания — Дама Большого Креста ордена Британской империи — запечатлена здесь с орденом Трудового Красного Знамени, который ей вручили во время поездки 1945-го в Москве.
Ну а ростовчанам «черчиллиха» - так прозвали первую леди Великобритании острые на язык горожане — запомнилась не «буржуйкой в мехах», а миловидной, скромно одетой женщиной, которая никак не ассоциировалась с иностранкой.