Дело Зиринова: свидетели рассказали об опасных кредиторах бизнесмена Набиева
Защита считает, что следствие не отработало должным образом возможные связи убитого предпринимателя с криминалом.
Сторона защиты начала представлять свои доказательства на процессе по громкому делу политика и бизнесмена Сергея Зиринова. Дело рассматривают присяжные в Северо-Кавказском окружном военном суде.
Первыми в зал заседаний пригласили свидетелей по эпизоду, связанному с убийством директора сети магазинов техники «Орбита» и магазина «Товары для детей» в Новороссийске Салмана Набиева.
Напомним, он был застрелен во дворе собственного дома 17 декабря 2004 года. Незадолго до убийства Набиев проиграл судебную тяжбу с семьей Петросьян. Предметом спора стало право собственности на торговые помещения на улице Энгельса в Новороссийске. Сторона обвинения считает, что именно этот судебный спор стал мотивом для преступления. Заказчиком убийства, по версии следователей, был депутат и предприниматель из Анапы Сергей Зиринов, пообещавший свое покровительство семье Петросьян. Защита полностью опровергает эту версию и настаивает, что убийство Набиева было нужно другим людям.
На фото - Сергей Зиринов
Судебное заседание открылось допросом бывшего бухгалтера Салмана Набиева Людмилы Калабиной. Она работала у бизнесмена почти шесть лет — с 1995 по 2001-й. Первоначально у Набиева были только два магазина бытовой техники, но к 1998-му он арендовал новые торговые помещения у семьи Петросьян. Еще спустя два года главная собственница Маргарита Петросьян, ей принадлежало 80% долей, захотела переехать с семьей в Канаду. Тогда и встал вопрос о продаже помещения. Его оценили в 500 тысяч долларов. С «миноритариями», рассказала Калабина, Набиев рассчитался сразу же, на общем собрании. А сделка с Маргаритой должна была завершиться через год.
«Я выразила беспокойство в разговоре с Салманом Мусаевичем, что сумма 500 тысяч долларов – огромная и мы не сможем собрать ее за год. На что Набиев мне ответил: «Успокойся. За деньги любой дурак сможет. Надо стараться без денег», - рассказала свидетельница.
Вскоре после того, как Петросьяны покинули РФ, Набиев оформил магазин на своего знакомого Юрия Метелкина, а затем собственником всех площадей стало ООО «Дэн». Его учредитель — сестра Набиева. С деньгами тем временем не ладилось. Даже в 2002-м Маргарита Петросьян не смогла получить свои полмиллиона долларов и подала в суд. В 2004-м она выиграла все суды.
Однако эта женщина не была, так скажем, основной головной болью Набиева. По словам Калабиной, он получал «инвестиции» - в данном случае скорее ссуды - от множества частных лиц. Их «навар» составлял пять процентов в месяц.
«Это были и таможенники, и люди из госструктур, был и криминал», - рассказывает присяжным экс-бухгалтер убитого бизнесмена. В 2002 году доходы упали, и у Набиева начались сложности с выплатами.
«Когда мне сказали о том, что Набиева убили, я сразу подумала, интересно, у кого из кредиторов не выдержали нервы», – призналась Калабина. Называть «инвесторов» суду она отказалась категорически, дав понять, что жизнь дороже. Впрочем, добавила она, эти имена знает и сестра Набиева Наталья. Слова вызвали бурную реакцию: потерпевшие, включая сестру убитого, обвинили свидетельницу во лжи.
Следующим свидетелем защиты стал компаньон Набиева по бизнесу, друг детства Олег Кожемякин. Они учились в одной школе в Кемерово и вместе в начале 90-х перебрались в Новороссийск. Совместно с еще одни общим другом, Юрием Антоновым, открыли бизнес. Антонов и Кожемякин занимались организацией поставок, а Набиев, по словам Кожемякина, все время находился в Новороссийске, «решал вопросы с милицией и криминалом».
«Когда Набиев мне сказал, что приобретает магазин у Маргариты Петросьян, я засомневался, потянем ли мы эту сделку. Набиев сказал мне, что сам со всем разберется», – признался сделку свидетель. В оборотах всех предприятий, утверждает Кожемякин, не было полумиллиона долларов. Слова главбуха о связях с опасными «инвесторами» он подтвердил.
«Набиев не хотел связываться с банками, поэтому занимал деньги у знакомых – у таможенников, чиновников, криминала, – рассказывает он. – Был ежедневник, он хранился в сейфе Набиева, там записывали имена кредиторов, дату, процент, сумму. Когда Набиева не было в офисе, я вел эту тетрадь».
Называть кредиторов Кожемякин также оказался, сославшись на финал истории со своим другом детства. Участие Сергея Зиринов в споре между Набиевым и Петросьянами свидетель опроверг, заявив, что подсудимый «там не присутствовал».
В пятницу, 22 апреля, защита хотела допросить Саркиса Испирьяна. Именно к нему в 2002 году Левон Петросьян обратился с просьбой посоветовать хорошего адвоката. Испирьян организовал просителям встречу со своим племянником, депутатом заксобрания Краснодарского края и успешным бизнесменом Сергеем Зириновым. Тот дал Петросьянам визитку Артура Хачатурова, который и представлял их интересы в споре с Набиевым. Однако суд отказал в допросе Испирьяна, ссылаясь на то, что ранее он присутствовал на заседаниях в качестве слушателя.
Защита полагает, что визитка адвоката стала единственной формой участия Зиринова в имущественном конфликте между семьей Петросьян и убитым Набиевым. При этом круг «инвесторов» погибшего бизнесмена, о которых боятся говорить свидетели, почему-то прошел мимо следствия и обвинения. Которое, напомним, строится на том, что Петросьяны были единственными недоброжелателями Салмана Набиева, а Зиринов в этой ситуации выступил доверенным лицом семьи.
Лишившись показаний одного свидетеля, защита приступила к письменным доказательствам. Присяжные услышали заключение по экспертизе автомобиля, на котором передвигались убийцы Набиева. В салоне эксперты нашли отпечатки пальцев и волосы. Однако никому из подсудимых они не принадлежат. Также они не принадлежат уже осужденным и давшим основной корпус показаний против Зиринова и других «киллерам банды» - Дмитрию Сапожникову и Андрею Мирошникову. Также присяжным огласили некоторые материалы по судебной тяжбе между Набиевым и Петросьянами.
«Обвинение утверждает, что жена Набиева Людмила Мченская очень боялась Зиринова и после убийства мужа перестала куда-либо жаловаться. Однако 22 апреля присяжным зачитали решения Верховного суда РФ, из которых следовало, что Людмила Мченская поддержала жалобу своего мужа и уже после его убийства в 2005 году обжаловала решения судов. Верховный суд отказал ей в пересмотре решений», - прокомментировала значимость озвученных доказательств адвокат Сергея Зиринова Анна Ставицкая.