Дело Зиринова: свидетели защиты представили присяжным другую картину событий в Анапе
Все допрошенные за неделю люди заявили, что подсудимые непричастны к конфликтам, из-за которых гибли люди
Перерыв почти на полмесяца, до 10 мая, объявлен в процессе по так называемому делу Зиринова в Северо-Кавказском окружном военном суде. 1rnd.ru подводит итоги последней недели апреля, которая выдалась очень непростой для всех участников процесса и стала сенсационной с точки зрения прозвучавшей в зале суда информации.
Эпизод "Садовничий-Иванкина": кого на самом деле боялся погибший
Первое заседание минувшей недели защита собиралась посвятить допросу важного свидетеля Олега Резника. Это следователь, который вел уголовное дело о хищении средств санатория «Малая бухта» в отношении его гендиректора Виталия Садовничего. Напомним, Зиринова обвиняют в организации расправы над Садовничим, который якобы отказался отдавать своему покровителю деньги санатория, которые тот хотел потратить на строительство аквапарка.
Допросить Резника судья не разрешил. Однако свидетель, который прибыл в суд, смог пообщаться с журналистами и пересказать свои показания. Так, следователь установил, что Садовничий за без малого год работы в должности гендиректора положил в свой карман свыше пяти миллионов рублей. И тратил он их исключительно на себя - поездки за рубеж, покупку недвижимости, статусного авто и так далее. Когда пропажа денег вскрылась и Садовничий стал фигурантом уголовного дела, на допросах он ни слова не сказал о Зиринове. Но не для протокола признавался, что очень боится тогдашнего мэра Анапы Виталия Астапенко.
Несколько штрихов к их взаимоотношениям добавил допрошенный перед присяжными свидетель Олег Громыко. Главврач "Малой бухты", известный в Анапе общественник фактически обвинил градоначальника в попытке получить контроль над санаторием через "своего человека". Только после того, как доверенное лицо возглавит учреждения, уголовное дело закроется, рассказал Громыко. Однако обещание сдержано не было, допросы продолжались. Тогда Садовничий уволил ставленника администрации и уволился сам. А через несколько дней гендиректор санатория с супругой пропали. Их тела нашли только в 2013-м.
Покушение на Нестеренко: что не поделили депутат и атаман
Ряд свидетелей в последнюю неделю апреля дал перед присяжными показания по событиям 2013 года - покушению на убийство казачьего атамана Николая Нестеренко, во время которого погиб его водитель. По версии следствия и гособвинения, казачество было против строительства парка развлечений на острове в русле реки Анапки. Строители, считали казаки, могут засыпать русло реки, что резко ухудшит экологическую ситуацию.
Судя по показаниям допрошенных свидетелей, анапский «диснейленд» не мог быть яблоком раздора. Казаки конфликтовали с арендаторами совершенно другого участка. Который, во-первых, не принадлежал семье Зиринова, а во-вторых, предназначался только для благоустройства - не капитального строительства.
Показания по эпизоду в пятницу, 29 апреля дал один из арендаторов спорного участка Сергей Ушкалов. Он вместе с другом Ашотом Асланяном взял в аренду участок вдоль русла реки Анапки. Участок располагался рядом с тем местом, где не ранее 2016 года Зиринов собирался построить аквапарк. Друзья рассчитывали, что по пути к парку развлечений или из него люди захотят отдохнуть в их торговых палатках на лоне природы, в благоустроенной зеленой зоне. Договор аренды был заключен с мэрией.
Осенью 2012 года арендаторы были вынуждены огородить свой участок высоким забором - кто-то сбросил здесь строительный мусор, и анапчане не хотели, чтобы земля превратилась в помойку. Но в ноябре 2012-го Ушкалов получил звонок от человека, который видел, как люди в камуфляжной форме ломают забор.
"Я сразу выехал на место. Там было человек пятьдесят. Люди помладше ломали забор, а люди постарше – ими руководили. Это были Николай и Игорь Нестеренко и Сергей Бурлуцкий. Из их криков я понял, что они считают, будто эта земля принадлежит Сергею Зиринову. Я объяснил этим людям, что к Сергею Андреевичу эта земля не имеет отношения. В ответ я услышал угрозы, меня по приказу Николая Нестеренко толкнули, я упал, - рассказал свидетель. - У меня с собой в машине было охотничье ружье. Я взял ружье в одну руку, а телефон – в другую. И начал снимать на видео все происходящее. Я также заметил, что у людей Нестеренко были болгарки, которыми они пилили забор".
Позже на место прибыли чиновники и полиция; всем им Ушкалов показал, что никаких работ на участке не ведется. Впрочем, это не помешало казакам еще раз сломать забор спустя несколько месяцев.
То, что аквапарк Зириновых не мог быть причиной для конфликта с казаками, подтвердил допрошенный ранее Левон Адамян, руководитель Центра армянской культуры в Анапе. Он сопровождал депутата на встречу с Нестеренко, которую назначил сам атаман в вечер после покушения. В кафе "Колхида", утверждает свидетель, Нестеренко поставил Зиринову условие: либо влиятельный политик с помощью своего электората и, что немаловажно, денег поддерживает на выборах мэра Анапы нужного атаману человека, либо Зиринова публично обвиняют в организации заказного убийства. Свидетель подчеркнул, что предложил депутату обратиться в полицию с заявлением о шантаже, однако тот отказался.
"Каких-либо других показаний, свидетельствующих о том, что именно Зиринов причастен к покушению на Нестеренко, кроме показаний самого атамана и бывших силовиков - Андрея Мирошникова, Дмитрия Сапожникова, которые пошли на сделку со следствием, - в деле нет, - резюмирует адвокат Анна Ставицкая. - Однако это всего лишь слова, которые не подтверждаются доказательствами. Более того, имеются доказательства, которые полностью опровергают и слова Нестеренко, и слова Сапожникова".
Война за свидетелей
Заслуживающие внимания события происходили в зале Северо-Кавказского окружного военного суда и в части процесса, на которой присяжные не присутствуют. За закрытыми для "народных судей" дверями шли нешуточные баталии практически за каждого свидетеля и каждый документ, который собирается представлять защита. В итоге часть заявленных свидетелей к присяжным не допустили. Помимо вышеуказанного Олега Резника, это был Сергей Баранников (он мог прояснить отношение семьи Зириновых к санаторию "Малая Бухта") и двоюродный брат Зиринова Давид Испирьян.
Главные сражения шли именно за Испирьяна. В его допросе отказали, потому что он мог находиться в зале суда. Сам Испирьян заявляет, что 22 марта он посещал здание суда (это же доказывает и рапорт судебных приставов), однако в зал не заходил - его так и не допросили. Защита потребовала найти видеозаписи из зала суда либо другие достоверные источники, которые бы смогли разрешить вопрос. Однако председательствующий ходатайство не удовлетворил.
В итоге в материалах дела появилось возражение против действий судьи - защитник Роман Карпинский заявил, что суд по надуманным мотивам отказывает в допросе важных свидетелей и в процессе предъявления доказательств встает на сторону гособвинения. Это было 27 апреля. А заседание 29-го началось с отвода председательствующему. Его заявил адвокат Олег Звягин также по поводу отказа в допросе Испирьяна.
"Независимость и объективность судьи не может не ставиться под сомнение", – аргументировал защитник.
В отводе Олег Волков отказал, назвав заявление необоснованным и заявив, что оснований не доверять судебным приставам у председательствующего нет.