«Не вижу ничего плохого, если дети из мусульманских, буддистских семей будут знакомиться с историей православия» - Митрополит Меркурий
В Ростовском епархиальном управлении состоялась традиционная Пасхальная встреча митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия с журналистами. Более часа представители СМИ задавали вопросы главе донской митрополии на резонансные темы, спрашивали о реставрации Ростовского кафедрального собора, строительстве новых храмов в донской столиц и пр.
Хотелось бы услышать ваш комментарий по поводу Театра кукол. Так сказать, от первого лица. Пока мы слышали только вашего пресс-секретаря по этому поводу.
Совершенно безосновательны возгласы вроде «Лишаете детства», «Разрушаете кукольный театр». Никто никого ничего не лишает. В прошлом году я встречался с руководством кукольного театра, мы с ним говорили на эту тему. Процесс этот должен решаться в правовом поле. Мне показалось, что руководство театра меня услышало и я им предложил совместно решать задачу. Здание театра кукол в Ростове далеко от совершенства. И, когда я разговаривал с директором, я спросил, каким бы он хотел видеть театр? Вопрос немного поверг его в замешательство. Он сказал: «Мы сидим здесь и нам тут удобно». Я ему ответил: «Город развивается и в театре должна быть не одна сцена».
Каким бы я видел кукольный театр? Как минимум две сцены, хорошие площадки для хранения инвентаря, большой холл, секционные залы, где дети могли обучаться театральному искусству, современное свето- и аудиооборудование. Возможно, музей кукол какой-нибудь. И, наконец, удобный подъезд и парковка у здания.
Я им обрисовал такой театр и они сказали: «Вы нас выселите тогда в Левенцовку». Вот отсюда и пошла тема Левенцовки. Если есть возможность парковки, значит это место посещаемое. Ведь стадионы или какие-то спортивные сооружения строят не рядом с Красной площадью, а в новых микрорайонах и это удобно, потому людям проще добраться туда на общественном транспорте. Эти заведения не страдают от недостатка посетителей. Пусть это будет Левенцовка, Суворовский или еще какой-нибудь новый микрорайон. Это удобно, люди будут туда ездить отдыхать с детьми.
Почему церковь ставит вопрос передачи собственности. Потому что до сегодняшнего дня это здание является региональной собственностью. Я не исключаю такой возможности, что когда-нибудь кукольный театр в городе будет построен. И вот, когда это будет сделано, здание останется в распоряжении местных органов власти. То, что здесь расположен кукольный театр — это тоже неправильно. Шашлыки должны жарить в шашлычной, спать нужно в спальне, а кушать в столовой. Не надо все это смешивать - в церкви люди должны молиться, а в театре смотреть представления.
Через два года в России будет чемпионат мира по футболу. В связи с этим вопрос: священникам можно болеть за футбол? Может быть вы будете освящать поле, как это была на некоторых предыдущих мундиалях.
Во-первых, церковь не должна освящать человеческие страсти. Футбол - это уже давно коммерциализированная форма спорта. Вспомним последние скандалы ФИФА. Разве мы не знаем, что за футболистов платят хорошо? Работорговля какая-то. Мне бы не хотелось, чтобы меня покупали или продавали. Знаем, сколько судья получает взяток. Те же ставки... И церковь должна все это освящать? Я считаю, что не должна. Она должна богославлять физическую культуру. Освящать футбольные поля... Мы что, шаманы? Если какая-то футбольная команда захочет прийти помолиться, то - пожалуйста.
Когда у меня спрашивают: «Вы за какую команду болеете?», я говорю: «Вы знаете, у меня очень много разных болезней, но этой болезнью я не страдаю». Я не могу понять, когда взрослые мужики мячик гоняют по полю. Но еще больше я не понимаю, когда другие взрослые мужики бросают работу, садятся к телевизору и смотрят это. Однажды ко мне подошел молодой человек и спросил: «Владыка, а можно заказать за свою команду молебен, чтобы они выиграли?». В принципе, можно, но только учтите, что трансляция матча может быть в записи.
Вопрос о школьном предмете «Основы религиозной культуры». Некоторые родители сетуют на то, что их детям навязывают изучение этого предмета. Насколько здесь уместен элемент давления? Не слишком ли мы до безумия толерантны?
На слово толерантность я реагирую, как бык на красную тряпку. Толерантность — это терпимость. Она очень близка к одной древней профессии. Мы живем в одной стране и у нас должно быть взаимоуважение. Никакой терпимости у нас не должно быть. Нужно уважать тех, кто исповедует ислам, тех, кто исповедует православие. Этот вопрос сложный.
Во-первых, в 4-м классе изучается не религия, а «Основы религиозной культуры». Многие не понимают разницы. В воскресных школах преподают религию. В обычной школе обучают религиозной культуре. Здесь детей никто не заставляет исповедоваться, молиться, соблюдать религиозные обряды, как в воскресных. Дети изучают ту культуру, которая свойственная нашей стране. В Конституции РФ их прописано четыре.
Во-вторых, почему православные должны изучать православную культуру, мусульмане — исламскую и т. д.? Я считаю, что наши дети должны знать культуру всех традиционных религий, но, если бы я, будучи православным человеком, жил в Арабских Эмиратах, то мои дети изучали бы историю ислама. Потому что он живет в стране, которая живет в соответствии с законами ислама. Он должен знать, уважать и чтить традиции того народа, среди которого он живет. Исторически сложилось, что Россия — православное государство. Я не вижу ничего плохого, если дети из мусульманских, буддистских семей будут знакомиться с историей православия, а православные — с исламом. Именно в этом и состоит задача этого курса.
Как сейчас обстоят дела с реконструкцией Ростовского кафедрального собора? Помогает ли бизнес?
То, что в настоящее время делается, это делается теми людьми, которые понимают необходимость и важность воссоздания этого памятника. Конечно, важно построить стадион к 2018 году. Но не менее важно отреставрировать и символ чемпионата мира в Ростове. Однако даже при минимальном финансировании нам удается сделать очень много.
Я думаю, что через Соборный переулок и реставрацию храма у нас откроется перспектива выхода на набережную. На том месте, где сейчас рынок, исторически был проход и мы его восстановим. Следующая точка роста — реконструкция Соборной площади. Тот вид, в котором она находится сейчас — это позорище для всего Ростова.
Личный вопрос: а как вы относитесь к критике? Тем более, что за последние полгода инфоповодов, связанных с РПЦ было не мало (Театр кукол, Старочеркасский музей).
Вы знаете, я — человек тщеславный.
Да?
Нет? Когда человек говорит, что он не любит критику, то определенная доля лукавства в этом есть. Ущемляется самолюбие, задеваются струночки души и т. д. Может, это связано с возрастом или усталостью, но я как-то стал спокойно относиться к критике. Если она продуктивная, я людям благодарен, так как, когда говорят, что что-то не так, то люди сопереживают. Но критика должна быть этичной — людей не надо оскорблять.
Есть ли в Ростове церкви, которые вам нравятся больше всего? Вы все-таки человек приезжий, и много где побывали. Может, есть какой-то небольшой храм, но очень нравится?
Кто из настоятелей посоветовал вам задать этот вопрос? (Смеется). Мне нравится хорошая архитектура. Сказать, какой храм нравится больше, я не могу, а то другие обидятся, подумают, что их мне не нравятся.
Понимаете, храмов в Ростове всего ничего. Мы сейчас строим новые, но для этого нужны большие средства и возможности. Стоят маленькие церкви, начинает создаваться община и вокруг нее вырастает то, что становится собственностью церкви. Если мы сделаем, все, что задумано, Ростов прирастет красивыми храмами с достойной архитектурой.