Сергей Зиринов рассказал присяжным, как его шантажировал атаман Нестеренко
И попросил «народных судей» задуматься о мотиве преступлений, в которых его обвиняют.
На три дня растянулся допрос Сергея Зиринова. Экс-депутат Кубанского краевого закса, один из крупнейших в Краснодарском крае бизнесменов давал показания в произвольной форме — адвокаты по назначению так и не смогли изучить материалы дела. В итоге допрос напоминал выступление политика на дебатах. Зиринов поднял вопрос о мотиве преступлений, в которых его обвиняют. Самым ярким моментом может считаться описание переговоров с атаманом Нестеренко — в зале суда неоднократно прозвучало слово «шантаж».
1Rnd.ru выбрал наиболее интересные моменты допроса Сергея Зиринова в Северо-Кавказском окружном военном суде.
Только бизнес
Допрос Зиринова стал полной неожиданностью для всех сторон процесса. О желании выступить Зиринов заявил сразу после допроса Эдуарда Паладьяна, во второй половине дня 16 мая. Свою речь подсудимый начал примерно в 16.20, а заседание закончилось в 17.38. Чуть более часа в зале суда стояла полная тишина.
«Я согласен с обвинением в одном, что бандиты совершившие эти преступления, должны сидеть за решеткой. Но я этих преступлений не совершал. Более того, в деле нет ни одного доказательства. Я невиновен, уважаемые присяжные. И постараюсь вам это доказать. Возможно, это будет долго. Поэтому я бы хотел попросить у вас терпения и внимания. Потому что у меня одна надежда только на вас», - начал экс-депутат.
Первую часть допроса он посвятил своей бизнес-империи. Как уже известно, в 1997 году был убит дядя Зиринова, и Сергей взял на себя управление семейной компанией «Валентина», занятой в сфере услуг.
Далее уже сам наследник создал еще четыре компании, в их числе «Голден Бич» (продажа мороженого), «Дана» (переработка риса) и «Аметист» - продажа бриллиантов.
«Из компании “Аметист” родилась компания “Золотой пляж”, о которой так много говорится здесь. И прошу заметить, что произошло это только в 2006 году. Ни в 2002 году, ни в 2004 году этой компании еще не существовало», - подчеркнул подсудимый.
По версии обвинения, в июне 1999 года Зиринов организовал вместе с Эйрияном банду, которая устраняла конкурентов. Но, подчеркивает подсудимый, очень доходные компании у него были уже в 1997 году. И люди, которых банда якобы устранила, никак не влияли на семейную бизнес-империю Зириновых и даже не находились в сфере ее интересов.
Гости из будущего
Следствие считает, что в свою банду уже в 1999 году Зиринов и Эйриян пригласили Шолохова.
«Шолохова в 1999 году я вообще не знал», - заявил Зиринов.
Они познакомились, причем заочно, в конце 2001 года. Самвел Казарян попросил Зиринова организовать лечение для хорошего человека. Сначала бизнесмен позвонил в санаторий «Анапа», но там не было нужных медуслуг, и тогда Зиринов позвонил своему хорошему товарищу — Виталию Садовничьему.
«Я договорился, но не знал, за кого договариваюсь», - продолжает Зиринов.
Садовничий и Иванкина пропали весной. Личное знакомство с Шолоховым состоялось осенью 2002 года на его свадьбе.
«Он представился мне Евгением. Пожал мне руку. Поблагодарил. Хочу обратить внимание, что я до момента задержания знал его, как Евгения. Только на следствии я узнал его, как Дмитрия Сапожникова», - рассказывает подсудимый.
На фото - Дмитрий Шолохов (Сапожников), снимок с сайта bump.ru
«Гостями из будущего» оказались и другие фигуранты дела. Так, в декабре 2002 года Зиринов познакомился с Анастасом Тильгеровым (он якобы копал могилу для Садовничьего и Иванкиной), в конце этого же года состоялась первая встреча с Александровичем (он якобы стоял на стреме, когда убивали директора санатория).
С Андреем Мирошниковым Зиринов познакомился в 2009 году - как сообщалось ранее, он поставлял оборудование для котельной. До 2012 года, уверяет подсудимый, они вовсе не общались, а затем Мирошников «всплыл» уже как представитель компании «ВАН».
«Уважаемые присяжные, на момент убийства Набиева я Мирошникова не видел и не знал», - обратился к народным судьям бизнесмен.
Ищи мэра?
Очень подробно Зиринов рассказал о своих отношениях с убитым Виталием Садовничим, а также со своим «ставленником» Павлом Юриным. Напомним версию следствия — депутат «заказал» директора санатория, поскольку тот отказывался перечислять деньги учреждения на строительство аквапарка и мешал Зиринову поставить во главе «своего» человека, Юрина.
Зиринов подчеркнул, что аквапарк был построен в 2001-м — до того, как Садовничий занял кресло гендиректора и получил возможность распоряжаться деньгами. То есть, один мотив отпадает.
На фото - аквапарк "Золотой пляж" в Анапе, снимок с сайта заведения
Теперь о втором мотиве - «своем человеке». По словам Зиринова, с Садовничим он знаком с 1996 года. Их представил дядя. Убитый был хорошим экономистом и помогал подсудимому в расчетах к дипломному проекту — Зиринов писал диплом о санаторном бизнесе. Позже они подружились. Садовничий не раз говорил, что хотел бы возглавить «Малую бухту», но Зиринов ничем не мог ему в этом помочь.
«Назначение на должность четко прописано в законе, это решение принимают акционеры. Я никакого отношения к ним не имел, никого из акционеров не знал», - говорит бизнесмен.
Юрин также дружил с дядей Зиринова, и после его смерти начал плотно общаться с самим Сергеем. И его как раз-таки очень интересовал санаторный бизнес — друг семьи хотел получить контрольный пакет акций «Малой бухты».
«Но это ЗАО, и купить акции просто так нельзя, нужно, чтобы их подарил или продал действующий акционер. Со слов Юрина я знаю, что первую акцию ему подарил сам Садовничий», - делает сенсационное заявление Зиринов.
Отношения акционера и топ-менеджера разладились. Юрин заподозрил Садовничего в воровстве. Зиринова попросили выступить арбитром в этом споре.
«Я дружил с ними, я считал, что могу уладить этот конфликт по-хорошему», - говорит подсудимый.
Первая встреча Юрина, Садовничего и Зиринова состоялась в январе 2002 года. На ней Садовничий фактически подтвердил подозрения Юрина и сам предложил выход — он пишет заявление по собственному, а акционеры не проводят проверку. Но заявления не написал. И тогда Юрин попросил Зиринова уже без него встретиться с Садовничим. Эта встреча и состоялась в «Пилигриме».
«Я взял с собой Эйрияна — они дружили семьями с Садовничим. Я думал, что мне Садовничий может постесняться что-то говорить, но человеку своего возраста, другу, он может большее рассказать».
Гендиректор санатория признался Зиринову, что его «бес попутал», он действительно брал деньги. Юрину Зиринов рассказал, как прошла встреча, и дальше им нужно «разруливать» ситуацию самостоятельно. Но диалога не получилось — Садовничий буквально на следующий день написал в милицию заявление о том, что Зиринов, Юрин и Эйриян ему угрожают. Подсудимый считает, что за таким поступком Садовничего стояли вполне определенные силы.
«В то время большой интерес к санаторию проявлял действующий мэр Астапенко. Возможно, Садовничий решил получить его поддержку, а тот воспользовался ситуацией, чтобы извлечь собственную выгоду. Но когда Садовничий снял назначенца Астапенко, то вскоре пропал», - заявил Зиринов. Слова вызвали бурный протест гособвинения, но отметим, что эти показания согласуются со словами свидетеля, ранее рассказавшего о конфликте Астапенко и Садовничего.
«Набиева убили, когда он уже давно не владел магазином»
Эпизод с убийством новороссийского бизнесмена Набиева, напротив, занял несколько минут. Погибшего, подчеркнул Зиринов, он не знал, в его магазине, из-за которого якобы и произошло убийство, никогда не был. Зиринов заявил о лжи вдовы Набиева — она сказала, что видела его в магазине спустя 40 дней после убийства.
«Единственное, что я сделал — это посоветовал Петросьяну хорошего адвоката, Хачатурова», - сказал подсудимый. Он также отметил провал с мотивом. По версии следствия, Зиринов убил Набиева, потому что хотел завладеть его магазином. Но после судебных процедур торговый объект вернулся к первоначальным владельцам, Петросянам.
«Набиева убили в тот период, когда он уже давно не владел магазином», - завершил подсудимый.
«Это было похоже на больное воображение нездорового человека»
Февральские дни 2013 года, когда произошло покушение на кошевого атамана Анапы Николая Нестеренко, Зиринов описал практически поминутно, предварив рассказ обстоятельным вступлением.
Парк развлечений на Анапке Зиринов назвал детищем своего младшего брата Давида. Объект должен был стать круглогодичным и дать 1000 рабочих мест апапчанам. Бизнес-империя Зиринова, опасаясь противодействия чиновников, решила минимизировать связь парка с собой. Покупать участок у муниципалитета должен был друг Давида, Ушкалов. Когда землю удалось получить, ее перепродали еще одному знакомому, Асланяну. Оба они были свидетелями на этом суде.
Только после перепродажи создается компания «Индустрия развлечений». Учредил ее старший брат Сергея Зиринова, компания выкупила землю и должна была строить парк.
«На момент событий с соратниками Нестеренко мы еще не были собственниками. Никакого строительства вообще не велось. Более того, казаки ломали забор не нашего земельного участка! Это была земля, которую взяли в аренду для благоустройства Ушкалов и Асланян, - продолжает забивать гвозди в гроб обвинительного заключения Зиринов. - Я самого Нестеренко впервые увидел на той встрече, куда он меня пригласил 22 февраля».
Встреча произошла в ресторане «Колхида».
На фото — атаман Николай Нестеренко (кадр "Российской газеты")
«Вместе со мной поехал Лев Адамян (глава армянской диспоры — уточнение 1rnd.ru). Он откуда-то узнал о встрече. Лев остался с атаманами в зале, а меня проводили в отдельную кабинку к Нестеренко. Здесь мы и познакомились, - продолжает рассказ Зиринов. - Он в подробностях рассказал мне об утренних событиях, сказал, что мы должны дружить».
Под дружбой атаман понимал и помощь на выборах мэра его ставленнику, Бурлуцкому. Зиринов говорит, что казаки хотели сорвать первый тур, а на второй выдвинуть своего кандидата. Использовать свой авторитет и финансы для его победы и предложили Зиринову.
««А я взамен откажусь от той идеи, что ты возможно причастен к покушению», - сказал мне Нестеренко. Я обалдел от этого. Я как нормальный человек считал, что следствие разберется и найдет участников покушения», - звучат слова подсудимого.
Затем Нестеренко пригласил атаманов и озвучил им свои подозрения. Зиринов говорит, что не сдержался и назвал это бредом.
«Когда мы выходили, Лев спросил, что это было. Я ответил, что меня шантажировали, но волноваться не о чем — я в это искренне верил. Это было похоже на больное воображение нездорового человека».
Второй раз Нестеренко и Зиринов встретились на похоронах убитого водителя атамана, 24 февраля. Атаман спросил, подумал ли депутат над его предложением, но получил жесткую отповедь относительно уместности разговора. Третья встреча состоялась уже в начале марта, снова в «Колхиде».
«Я сказал, что выборами Бурлуцкого заниматься не буду. Нестеренко ответил: «очень зря», - так описывает Зиринов итог разговора.
Известно, что 23 марта Нестеренко дал повторные показания, где заявил о причастности Зиринова к покушению.
На фото - похороны убитого водителя Виктора Жука. Сергей Зиринов - первый справа. Кадр anapatoday.com
Сам себе адвокат
Свою речь Зиринов выстроил, как заправский защитник. Он делал ссылки на уже озвученные материалы, которые подтверждали его слова. А поминутную картину трех дней — 21, 22 и 27 февраля — восстановил, опираясь на объективные данные биллинга своего телефона. Правда, в итоге Зиринова прерывали практически каждые пять минут, требуя прекратить дискредитацию доказательств вины и оценку доводов гособвинения.
Если очень коротко, то данные биллинга свидетельствуют: вечером 21 февраля Зиринов не мог участвовать в передаче автомата для покушения на Нестеренко. В этот вечер он принимал посетителей в своем офисе, что подтверждает журнал посещений.
Аналогичная ситуация — с 27 февраля. В этот день Зиринов, по материала дела, утром забрал автомат из стоматологической клиники, а затем отвез его в Гай-Кодзор, где оружие утопили. Но биллинг свидетельствует, что с 10.00 до 14.00 бизнесмен был в офисе. Было около получаса, когда на телефон никто не звонил, то «метнуться» в этот промежуток времени в клинику он бы не успел — это другой конец города. Гай-Кодзор депутат действительно посещал, но пробыл там буквально полчаса и постоянно был на виду у своего собеседника, в машине которого и вернулся в Анапу.
«Эпизод с автоматом, наверное, потому и появился в деле, что я 27-го посещал Гай-Кодзор», - говорит Зиринов, тут же получая новую порцию требований не комментировать доказательства.
Допрос Сергея Зиринова еще не закончен. Свои многочисленные вопросы стороны процесса продолжат задавать в среду, 22 июня — до этого дня в процессе объявлен перерыв.