Беспечность ростовчан во время ливня поразила главу МЧС Дона
Горожане недооценили опасность, а некоторые даже стремились попасть в эпицентр событий.
Ростовчане нарушали очевидные правила безопасности и злоупотребляли своим правом на обращение в спасательные службы. Взглядом на ливень со стороны спасателей поделился глава ГУ МЧС России по Ростовской области Валерий Синьков. Вердикт представителя чрезвычайного ведомства нелицеприятен: любая система оповещения неэффективна, если человек сам не захочет позаботиться о своей безопасности.
«Система оповещения выстроена как никогда оптимально»
Никаких претензий к тому, как производилось оповещение о ЧС 30 июня, быть не должно, подчеркнул Валерий Синьков на круглом столе в пресс-центре «Дон-Медиа». Только по мобильным штормовое предупреждение 30 июня получили около миллиона абонентов, в их числе — 500 тысяч пользователей ТЕЛЕ2, 300 тысяч - «Мегафона». Сообщения передали и в соцсети, и в СМИ.
Другое дело — как люди воспринимают сообщения от МЧС. 30 июня многие могли отнестись к ним с ухмылкой: по Ростову спасатели давали сообщение о сильных ливнях, а по Ростовской области действовало штормовое предупреждение о пожароопасной жаре. Люди никак не могли поверить, что одного другого не исключает. Привел Валерий Синьков и другой пример.
«Получаю письмо, где написано: «после подключения мобильного банка мне посыпались сообщения от МЧС. Я категорично с этим несогласна и прошу их рассылку прекратить»», - рассказал он.
Синьков при этом констатировал, что в городе ситуация с оповещением все же сложнее, чем в сельской местности. В небольших населенных пунктах власти могут практически лично уведомить жителей о грозящей опасности.
«Я наблюдал головотяпство»
Валерий Синьков признается, что был шокирован поведением ростовчан вечером 30 июня. Его поразила, мягко говоря, беспечность: многие пытались перейти Буденновский, даже видя, с какой скоростью по нему движется мощный поток воды.
«Я лично стоял там, возле «Осаки», и наблюдал головотяпство. Люди лезут в эту яму, которую подмыло, снимают, я стою в форме, начинаю за руки оттягивать, и это процесс нескончаемый, потому что все хотят снять, в соцсети сбросить. И никто не задумывается в этот момент позвонить близким и узнать, как у них дела обстоят».
В затопленной «Осаке» забыли поваров
К заведению, которое стало главным символом ростовской катастрофы, у Валерия Синькова образовался целый блок вопросов. Главные — к администрации и службе безопасности. Почему люди, которые формально за это отвечают, не задумались об опасности ситуации и сразу не начали выводить посетителей с нижнего уровня. Более того, по словам Валерия Синькова, уже после начала затопления в заведении забыли поваров: занятые своим делом специалисты так и продолжали работать на кухне, их пришлось эвакуировать.
Отдельный вопрос — к посетителям заведения. По мнению главы МЧС Ростовской области, люди вели себя очень беспечно.
«Уровень окон уже до середины заполнен водой, и все в этот момент пытаются снять ролик, - возмущается Синьков. - И никто не понимает, что любое повышенное давление продавит это стекло, и за пять минут это подвальное помещение будет затоплено водой, люди не знают элементарного — насколько эта стихия неуправляема».
Как выглядит злоупотребление правом вызвать спасателей
За вечер 30 июня в Ростове случилось свыше 40 загораний и замыканий электропроводки, на которые также реагировали сотрудники МЧС. Кроме того, спасателям поступило 27 вызовов о подтоплениях. Но в ряде случаев, подчеркнул Валерий Синьков, вызовы были, что называется, пустыми.
«Многие, столкнувшись с этой ситуацией впервые, своим правом вызвать спасательную службу злоупотребляли. Когда мы пытались снять все социальные напряженности и оказать помощь в центре города, нам приходилось отрываться на вызовы, которые опасности в себе не несли. Просто-напросто говорили «Мы испугались»», - пояснил Синьков.
К категории злоупотреблений он отнес и нашумевший случай с детской студией на Извилистой, когда в здании, где повышался уровень воды, оказались заблокированными дети.
«Эта ситуация с детьми — вот здесь ответственность возлагается на человека, который это мероприятие организовывал. Он имеет прогноз, он знает обстановку. Он должен до прибытия спасательных служб принять все меры, чтобы не допустить чрезвычайных ситуаций, - разъясняет глава МЧС Дона. - Если мы просто сидим, звоним и требуем спецслужбу приехать, иногда просто переживая за свое убранство, если люди из этого принципа будут исходить, то поверьте, мы не сможем оказать помощь людям, которые действительно попали в беду».
Сколько километров до грозы?
Одной из причин беспечности и ложных вызовов может считаться недостаток знаний о погодных явлениях. Валерий Синьков привел простой пример, как в детском лагере он попросил воспитанников рассчитать расстояние до грозы. Напомним, расчет ведется на основании того, сколько секунд прошло между вспышками молнии и звуком грома. Ребята затруднились это сделать, хотя такие знания им должны давать в рамках школьной программы.
Взрослые знают о погоде и того меньше. С этим выводом главы МЧС Дона согласилась и начальник Ростовского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Наталья Самолетова. Она назвала хорошей идеей проводить какие-либо курсы ликбеза для жителей Ростовской области по погодным явлениям и правилам поведения в тех или иных ситуациях.
Судя по долгосрочным прогнозам синоптиков, такие курсы скоро могут стать необходимостью. Это диктуют климатические условия: из-за глобального потепления осадки становятся более обильными, а прогнозировать смену погоды становится все сложнее.