Строительное чванство стало причиной потопов в Ростове-на-Дону — ученые
Бездумность и нарушение всевозможных норм отличают застройку города в последние десятилетия.
Ростовчанам придется смириться с тем, что любой дождь может вызвать катастрофические последствия. И ситуация будет только ухудшаться. Своим мнением по поводу причин трагедии 30 июня поделились представители ростовского научного сообщества. Обычный дождь превратила в катастрофу бездумная градостроительная политика — вот главный вывод участников круглого стола в пресс-центре «МедиаС».
Катастрофический ливень 30 июня остается одной из самых болезненных тем для Ростова-на-Дону. Почему не самый сильный по интенсивности дождь привел к плачевным последствиям и даже гибели людей, как не допустить повторения такой ситуации, обсуждают и чиновники, и правоохранители, и МЧС.
Сегодня на круглом столе в Ростове-на-Дону слово получили «невидимые люди» - геологи. Парадокс, но одна из сильнейших в мире научных школ, которая базируется в Ростове, самим горожанам практически неизвестна. Забыли о геологии и гидрогеологии и застройщики, а также люди, которые отвечают за градостроительную политику. Именно в этом ученые и видят корень зла.
«Сейчас главная проблема — оторванность строителей и проектировщиков от геологов. Должна быть четкая цепочка — геологи — проектировщики — строители, - разъясняет и.о. заведующей кафедрой гидрогеологии и инженерной геологии, директор филиала АИИС-Ростов Надежда Хансиварова. - Вместо нее имеется строительное чванство — мы можем строить все, что угодно, без вашей этой дурацкой геологии».
То, что о геологии в Ростове забыли, не просто пустые слова. В качестве примера ученые приводят даты — последний раз геологическая съемка велась в городе в 1946 году, а последние гидрогеологические карты, которыми пользуются до сих пор, сделаны в 70-е годы XX века. Логично, что за четыре десятка лет ситуация могла кардинально измениться.
Но вместо обновления информации градостроители забывают об очевидном. «Наши грунты очень легко разрушаются под действием воды. Это не только просадочность, это деформация зданий и сооружений», - продолжает Хансиварова. На такие характеристики Ростов отвечает ударной точечной застройкой — даешь 30-этажную высотку на склоне набережной, который может «уплыть».
Игнорируется в городе и его рельеф. Сегодня застроены практически все балки — низины, которые служили для естественного оттока воды во время дождей. Сейчас вода ищет другие пути, итог — затопление улиц. Ситуация с затопленной детской студией на Извилистой - также «привет» застройщикам балок.
Довольно четкий ответ о причинах превращения Буденновского в полноводную реку есть у геолога Николая Прокопова. Он рассказал, что в 1958 году также из-за сильного ливня и забитого ливневого колодца вода затопила дома на участке от Буденновского до Братского. Были погибшие.
«В промежутке между Буденновским и Братским идет наиболее активный водосброс. И в этой зоне строят десятки высотных домов. У кого с головой непорядок оказался? Кого надо в тюрьму сажать?» - задает ученый серию риторических вопросов.
Нелицеприятно он отозвался и об умственных способностях депутатов Ростовской городской думы, принявшей поправки в Генеральный план города до 2025 года. Чем грозят городу эти изменения, в новый раз на пальцах объяснил председатель правления Союза архитекторов России Юрий Трухачев.
Его главной претензией остается разрешение на застройку поймы Дона, территории на левом берегу от Ростова до Батайска. Решение не только уничтожит одно из «легких» города и не только лишит ростовчан естественной рекреационной зоны. Засекреченными оказались данные о зоне подтопления при так называемом «нулевом паводке» - разрушительном природном явлении, которое, хоть и раз в сто лет, но происходит. А при серьезном подъеме воды в зоне затопления окажется вся эта застройка до Батайска.
При этом в документе не решаются существующие проблемы города — в частности, сегодня в Ростове активно застраиваются уже два района, лишенные ливневой канализации — это Левенцовка и Суворовский. А каких-то серьезных изменений в работе системы не прописано.
«Сегодня город гонится за квадратными метрами на человека, и на федеральном уровне от властей требуют именно этого. Миллион жителей — значит, город должен сдавать миллион квадратов в год. В итоге город не успевает подводить к этим домам инфраструктуру и получает новые проблемы», - резюмирует Трухачев.
Ответ на вопрос, как не допустить повторения трагедии 30 июня, после этой встречи выглядит очевидным. Как и то, что перелома в подходах к развитию Ростова не ожидается. На этой неделе ростовские чиновники открыто заявили, что 85% ливневой канализации является бесхозной. Но даже окажись она вся в собственности города, как и положено, на ее исследование и тем более ремонт денег нет. Что касается Генплана Ростова-на-Дону, городская дума его приняла и корректировок больше не предвидится. Все это значит, что главным законом жизни в донской столице остается девиз «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих».