Запрет на убийство бездомных животных при отлове введен в Ростовской области
Теперь во всех муниципалитетах должны будут отлавливать животных, стерилизовать их и вакцинировать, а затем отпускать.
Губернатор Ростовской области Василий Голубев подписал постановление правительства, которое регулирует правила обращения с безнадзорными животными в регионе. Зоозащитники считают этот документ (найти его можно по ссылке) своей победой. Хотя и небольшой — применение при отлове курареподобных препаратов, от которых животные могут погибнуть в мучениях, не запрещено.
Метод ОСВВ
Главное в новых правилах — фактически они вводят запрет на так называемый безвозвратный отлов животных. Проще говоря, убийство бездомных четвероногих на месте отлова или где-то еще. Ростовская область официально теперь перешла на метод ОСВВ (отлов — стерилизация — вакцинация — возврат).
То есть, теперь каждое отловленное животное будет нужно вернуть туда, где взяли. Но уже лишенным возможности давать многочисленное потомство и привитым — прежде всего, от бешенства.
Отметим, что метод ОСВВ рекомендован ВОЗ в качестве способа борьбы с бешенством. Кроме того, он применяется в ряде регионов России.
Но самое важное — теперь люди, на глазах у которых неизвестные расправляются с собаками или кошками, прикрываясь заданиями на отлов, могут подавать жалобы. Убийства бездомных четвероногих официально вне закона.
Прокуратура защитила отравителей животных
Тем не менее, в законе осталась лазейка — причем скорее не лазейка, а полноценный вход - для живодеров. Правительство отказалось от идеи запретить применение для отлова курареподобных препаратов. 1Rnd.ru уже писал подробно об этих веществах, вкратце напомним, что они приводят к параличу дыхательных мышц и долгой мучительной смерти — животное не может вдохнуть воздух и умирает от удушья.
Первоначально запрет в постановлении был. Но, как рассказали зоозащитникам чиновники во время встречи в правительстве Ростовской области, отменить его потребовала прокуратура. Надзорное ведомство решило, что запрет курареподобных веществ нарушает права их производителей.
Любопытно, что в других регионах России прокуратуры занимали прямо противоположную позицию — именно они были инициаторами исков в суды о запрете на применение адилина и ему подобных препаратов.
В итоге применять такие вещества при отлове можно. Но, по информации правительства, только в исключительных случаях, если других методов обездвижить агрессивное животное нет. И в идеале — в дозировке, которая не вызовет летального исхода.
Практическая сторона дела вызывает массу вопросов. Зоозащитники подчеркивают, что ряд компаний по отлову пользуется исключительно адилином и его аналогами, и не факт, что при вступлении правил в силу эти люди будут заморачиваться с освоением новых методов работы. Пока волонтеры видят один выход.
«Все сообщения о нарушениях, об умерщвлении животных в месте отлова должны направляться для рассмотрения чиновникам», - рекомендуют в ростовском объединении «Добрые руки». Чуть позже волонтеры дадут все контакты, куда неравнодушные жители Ростовской области смогут обращаться.
Что дальше?
Как будет обеспечиваться работа постановления в масштабах Ростовской области, сказать сложно. Лишь в единичных населенных пунктах сегодня есть организации, которые занимаются регулированием численности бездомных животных — к примеру, ростовский ЦБЖ, который, по сути, несколько лет работает именно по схеме ОСВВ. На больше же части донского региона проблема безнадзорной живности решается просто, хотя и негуманно — уничтожением. А власти разводят руками: денег на работу по методу ОСВВ нет.
Кроме того, экспертное сообщество рекомендует регулировать не только обращение с безнадзорными животными, но и ужесточать законодательство для владельцев домашней живности. Именно они являются основными «поставщиками» бездомных четвероногих — люди избавляются от надоевших питомцев либо их многочисленного потомства, не желая думать о последствиях.