«В ТИК Ростовской области доля государственных и муниципальных служащих составляет 31% при допустимых 50-ти» - Светлана Драгомирова
Эксперты движения в защиту прав избирателей «Голос»* проанализировали составы территориальных избирательных комиссий (ТИК) в субъектах РФ в преддверии выборов депутатов Государственной думы VII созыва и составили рейтинг «потенциальной административной зависимости» ТИК.
В шестёрку регионов, где сосредоточены наиболее административно зависимые ТИК, также вошли Краснодарский край, Московская область и Москва.
По словам экспертов, высокий уровень зависимости в Ростовской области имеют ТИК Неклиновского, Белокалитвинского, Усть-Донецкого районов, а также ТИК Кировского района Ростова. Средний уровень имеют ТИК Азовского, Октябрьского и Аксайского районов.
Публикацию доклада Ассоциации «Голос»* мы попросили прокомментировать секретаря Избирательной комиссии Ростовской области Светлану Драгомирову.
- Светлана Николаевна, как Вы можете прокомментировать информацию «Голоса»* о вхождении Ростовской области в число аутсайдеров по «подверженности административному влиянию?
- Эксперты Ассоциации «Голос»*, безусловно, провели большую и во многом полезную работу. Объем доклада «О состоянии избиркомов субъектов Федерации и ТИК, участвующих в организации выборов депутатов Госдумы VII созыва» действительно впечатляет. Однако, как и любые «голые» факты, любая статистика часто подвергается интерпретации автора. И этих интерпретаций может быть, по меньшей мере, несколько. Все будет зависеть от алгоритмов «подсчета голосов», критериев оценки. По мнению «Голоса»*, Ростовская область вошла в число регионов, где «уровень административной зависимости ТИК высок».
Стоит отметить, что административный ресурс - достаточно многогранный феномен, что не может не учитываться при его анализе. К сожалению, экспертная группа, работавшая над докладом, рассматривала лишь один аспект – место работы членов избирательных комиссий. Такой подход не может не сказаться на объективности исследования.
При назначении в составы комиссий анализируются опыт работы в организации выборов, уровень образования, способность работать в коллективе, конечно же, приоритетным является назначение в составы комиссий представителей политических партий. Данные аспекты не были учтены.
-А какова, все же, реальная ситуация с «государевыми людьми» в составах избиркомов?
- В территориальных избирательных комиссиях Ростовской области доля государственных и муниципальных служащих составляет 31% при допустимых пятидесяти, что четко отражено в п.5 ст. 22 ФЗ №67 «Об основных гарантиях избирательных прав…»
В окружных комиссиях по выборам депутатов ГД ФС РФ седьмого созыва число государственных и муниципальных служащих и вовсе составляет 29,7%. При этом председатели ТИК являются сотрудниками аппарата Избирательной комиссии, а значит и государственными служащими просто по определению. Они не подчиняются ни главам муниципальных образований, ни представительным органам местного самоуправления, а, наоборот, выступают защитниками от возможного административного давления на муниципальном уровне.
Неприемлемым является то, что сотрудники аппаратов избирательных комиссий попадают в так называемую «зону риска» и набирают по 0,5 баллов каждый. Также в составах окружных комиссий области нет членов комиссий, подпадающих под характеристику «административной зависимости», «администратор», которой дан самый высокий бал (1,5).
К «прямой административной зависимости» экспертная группа «Голоса»* относит государственных и административных служащих, руководителей и сотрудников бюджетных учреждений (директора школ, МУПов, ФГУПов и пр.). Между тем, именно эти люди составляют костяк местной интеллигенции, они во всех странах своего рода ядро избирательных комиссий, что особенно важно для сельских территорий.
Новый состав ЦИК России заявил позицию значительно уменьшить в составах комиссий представителей местных администраций. Облизбирком при следующем формировании составов нижестоящих комиссий обязательно будет учитывать данный аспект.
-На прошедших кампаниях в адреса некоторых комиссий поступали жалобы. И от партий, и от наблюдателей. А как с этим дела у этих комиссий?
- Стоит отметить, что с 2011 года в Избирательную комиссию Ростовской области не поступило ни одной жалобы на нынешние окружные комиссии, касающейся применения административного ресурса.
-Расскажите, пожалуйста, о партийном представительстве в составах комиссий
- В нашем регионе представители всех четырех парламентских партий назначены в состав каждой из 62 ТИК, в том числе и «Единой России», присутствие которой в составах комиссий является для экспертов «Голоса»* критичным. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов территориальной комиссии на основе поступивших предложений парламентских партий. Это отражено в п. 7 ст. 26 ФЗ №67. Обоснованность такого распределения ставится под сомнение экспертами «Голоса»*.
Что касается выдвиженцев в составы комиссий от «Молодой Гвардии», впрочем, как и иных общественных организаций («Союз женщин России», «Я – волонтер», общественная организация работников образования и науки, общественная организация развития органов молодежного самоуправления, общественных организаций инвалидов), на наличие которых в составах комиссий не обратили внимание эксперты «Голоса»*, то это обусловлено жизненной активной позицией нашей молодежи, и данный факт может только радовать.
В территориальных комиссиях Донского края уже более 79% представителей 32 политических партий, что, безусловно, сказывается на легитимности выборов и уровне доверия населения к избранной власти. Нельзя не отметить, что ЦИК России особое внимание уделяет анализу включения в составы комиссий представителей политических партий. По итогам 2015 года Ростовская область заняла 3 место в России по активности партий. При этом их число за прошедшие полгода возросло с 26 до 32.
Подводя итог, партии – это голос гражданского общества, к которому обязательно нужно прислушиваться.
* «Голос» 18 августа 2021 года внесен в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента.