Сто лет истории СИЗО-3 Новочеркасска: от тюремного замка до изолятора
Новочеркасское СИЗО на слуху - когда-то тут сидел известный маньяк Чикатило, а в новой истории - скандальная украинка Надежда Савченко. "Тюремный замок" с богатой историей распахнул двери на небольшую экскурсию.
Новочеркасский следственный изолятор отмечает 100-летие со дня основания, дата его образования - 20 июля 1916 года. Конечно, создавался "тюремный замок" не как изолятор, в те годы это была полноценная тюрьма. Новая областная тюрьма в Новочеркасске по условиям содержания заключенных соответствовала не только лучшим российским образцам, но и многим западным требованиям. В тюремный комплекс входили главный тюремный корпус, надзирательские корпуса, баня, прачечная и другие здания.
"Тогда же, сразу после открытия, в истории новочеркасской тюрьмы произошла единственная попытка побега - заключенные пытались сбежать через баню, которая примыкала к забору", - рассказал начальник СИЗО-3 Александр Колганов.
Новочеркасская тюрьма за годы своего существования изменялась - здания достраивались и перестраивались, охрана стала надежнее и современнее. Если ее история начиналась с двух многоэтажных корпусов дореволюционной постройки, то после войны корпусов стало вдвое больше, а теперь и еще больше - в 2005-06 годах был введен новый корпус №6.
В последние 12 лет новочеркасский тюремный замок живет с другим статусом - в 2004 году тюрьму реорганизовали в следственный изолятор.
Сейчас в СИЗО №3 Новочеркасска фактически содержатся те, приговор в отношении которых еще не вступил в законную силу. Лишь несколько десятков человек находятся здесь по вынесенному судом приговору, они занимаются хозработами на территории СИЗО, отбывая при этом срок. Остальные полторы тысячи (число примерное, так как изменяется) ждут судебных процессов или участвуют в них в качестве подсудимых.
"Тут есть и мужчины, и женщины, и подростки от 14 до 18 лет, - рассказал заместитель начальника СИЗО-3 по воспитательной работе Алексей Василенко. - У подростков немного другие условия содержания - увеличенное время прогулок, место для занятий спортом, классы для самообразования"
Попасть на территорию не так легко - несколько проверок под бдительным взглядом сотрудников и прицелом видеокамер, несколько буферных зон и пропускных пунктов. С собой нельзя брать целый список предметов, к которым привык современный человек - в первую очередь - телефоны и гаджеты. Оставляя "груз цивилизации" за воротами, мы попадаем внутрь. Там - небольшой двор и огромные многоэтажные корпуса. В одном из них почти год провела Надежда Савченко.
Она содержалась, как тут говорят, в хороших условиях - одна в двухместной камере с видом на соседний корпус. В комнате все аскетично - кровати, стол, полки. Жила Савченко, как и все остальные, с подъемом в 6 и отбоем в 22 часа. Из развлечений - чтение, просмотр телевизора, прогулки.
Прогулки проходят вот в такой комнате. Кроме всего прочего тут можно позаниматься спортом.
Камеры - под надежными замками. Они закрывают и каждый этаж, и секции этажей, и каждую камеру.
Фраза о том, что нужно закрывать двери написана почти на каждой двери - для верности.
Впрочем, Савченко "развлекалась" и по-своему, то и дело устраивая голодовки. Но в колонии старались с ней договориться.
"Мы стараемся с арестантами разговаривать по-разному, к каждому свой подход, - рассказывает ветеран СИЗО-3 Алексей Васик. - Надо следить за своей речью, следить за культурой речи. Каждый человек должен отвечать за свое поведение, наша задача в том числе - помочь им осознать, перевоспитать в какой-то степени".
В подтверждение Алексей Николаевич вспоминает несколько историй про людей, которые тут сидели когда-то. Первая - про парня, который ограбил банк, отсидел 8 лет, а теперь работает на хорошей работе на севере, у него прекрасная семья, и про свое "тюремное прошлое" он не вспоминает. Вторая - про парня, который гениально взламывал сейфы и попался. Отсидев положенный срок, он решил не грабить, а изготавливать сейфы.
Сегодня СИЗО в Новочеркасске стремится быть современным, постепенно развиваясь. Система датчиков и охраны, длительные свидания с родственниками, встреча со священником, телефонные переговоры, просмотр передач и прослушивание радиопрограмм - все это пусть и со специальным разрешением, но вполне возможно. Корпуса перестраиваются и реставрируются - в том числе и тот, где когда-то содержали Чикатило (фото из архива ниже).
Развитие не останавливается, следуя в ногу со временем. Сегодня новочеркасский следственный изолятор - это одно из крупнейших исправительных учреждений не только Ростовской области, но и Юга России.