По стопам Надежды Савченко: голодовку объявил украинец, которого судят за подготовку теракта в Ростове
Сегодня, 14 февраля, в Северо-кавказском окружном военном суде началось слушание уголовного дела в отношении гражданина Украины Артура Панова и ростовчанина Максима Смышляева.
Как следует из обвинительного заключения, являвшийся активным приверженцем идей национализма
украинец решил совершить в Ростове-на-Дону террористический акт с помощью самодельного взрывного устройства. Сделать это он намеревался в месте массового скопления людей. Таким местом был выбран театр им. М. Горького. Панов начал переписываться в соцсетях с ростовчанином. Украинец рассказал ему о том, что на территории Ростова-на-Дону планируется теракт, посулил последнему деньги и выезд за пределы России.
Синхронный перевод
В зал судебных заседаний вошли судьи. Секретари перечислили участников процесса. Подсудимого Артура Панова представлял не только адвокат, но и переводчик. Уроженец Краснодона Луганской области на ломаном украинском сообщил, что общаться будет именно на украинском, а вот ходатайства зачитает на русском языке. Суд может с ним общаться по-русски, перевод не нужен.
Панов сказал, что не возражает против присутствия СМИ в зале. Его слова практически синхронно перевели. А вот подсудимый Максим Смышляев сказал: «Я против присутствия в зале ОРТ и РТР». Коллеги из центральных каналов нисколько не удивились. Судья не выпроводил из зала ни одного представителя СМИ.
«Вы не имеете права меня судить, но отводов суда у меня нет. Я просто хочу посмотреть, что будет дальше», - перевод с украинского на вопрос об отводе суда.
Также в качестве официального представителя Артура Панова в суд пришла сотрудница органов опеки Ворошиловского района. Педагог-психолог по образованию. Она необходима по закону, так как на момент совершения предполагаемого преступления парню не было 18 лет. Он родился в 1998 году.
Что касается ростовчанина, то на момент задержания он являлся студентом 6-го курса исторического факультета ЮФУ. Не женат, не привлекался, хорошие характеристики.
«Выпустите меня из клетки», или ходатайства сторон
Как принято, на первом слушании судья спросил у участников процесса, есть у них какие-либо ходатайства.
Защита Смышляева ходатайствовала перед судом истребовать из СИЗО сведения о проводимых оперативно-разыскных мероприятий.
«Оперативники посетили в СИЗО Панова, после чего он кардинально изменил свои показания в отношении моего подзащитного. Если на очной ставке он говорил о непричастности Максима Смышляева к подготовке теракта, то после этого визита он изменил свои показания», - так заявили и адвокат и сам Смышляев.
Более того, Максим Смышляем попросил обратить внимание на диагноз Панова.
«Это смешанное раздвоение личности», - уточнил подсудимый Максим Смышляев.
Гособвинение высказалось против приобщения ходатайства.После некоторой паузы. Посовещавшись, суд отклонил ходатайство. Панов, как и обещал, в ходатайствах перешел на русский.
Сначал он заявил, что следствие на него оказывало давление («После задержания меня катали целый день по Ростову»), потом сказал, что руководство СИЗО Таганрога также оказывало на него давление.
«Это ходатайства? - спросил председательствующий в суде и пояснил, - на первом слушании Вы можете представить суду ходатайства».
Панов взял приготовленные для суда листки бумаги и стал читать свои ходатайства. Их было три.
Первое. «Выпустите меня из клетки, - заявил подсудимый Артур Панов. - Это унижает мое достоинство. Я хочу во время процесса находиться рядом со своим адвокатом. Я страдаю эпилепсией и мне в любой момент может понадобиться медицинская помощь». Далее он привел в пример суд над Андерсом Брейвиком.
Второе. «Прошу передать мое дело из Северо-Кавказского окружного военного суда в Москву. По ряду причин рассмотрение его в Северо-Кавказском окружном военном суде будет не объективным», - ходатайствует подсудимый.
«Парню славы не хватает», - зашептались журналисты.
Третье. «Исходя из Женевской конвенции, прошу признать меня военнопленным».
Ходатайства Панова поддержал его адвокат.
Гособвинитель обоснованно попросила суд не принимать эти ходатайства: мера пресечения — арест, - значит, в клетке. В Ростове нет военных действий, значит, не военнопленный. Суд идет по месту совершения преступления, значит, Ростов, а не Москва.
Суд принял решение отказать в удовлетворении всех трех ходатайств.
«Нам не были предоставлены доказательства необходимости переноса рассмотрения дела в другой суд. Если потребуется, медицинская помощь будет оказана в самые быстрые сроки и в стеклянной конструкции. Ходатайство о статусе военнопленного не входит в сферу рассмотрения судом», - сказал председательствующий на процессе.
«Казань брал...»
После всех процедур по ходатайствам суд приступил к рассмотрению дела. Гражданин Украины Артур Панов сказал суду, что признает себя виновным в части инкриминируемых ему преступлений.
В подготовке теракта Панов себя виновным не признает. Зато признал свою вину в изготовлении взрывчатых веществ и публичном оправдании терроризма.
Видно было, что клетка давит на психику парня, еще и в ходатайствах отказали... И тогда он вдруг заявил, что объявляет сухую голодовку.
Если в начале процесса его речь и манеры напоминали Ходорковского, то в конце - уже Надежду Савченко, пришли к выводу пристутствиующие в зале суда журналисты.