Мнение: почему уходят в репетиторы
Недавно моя знакомая, которая около 20 лет отработала верстальщиком в городской газете, стала … репетитором по математике. «С чего бы, Ира?», - спрашиваю.
Впрочем, то, что Ира закончила с отличием мехмат и на заре 90-ых даже поработала в школе, я знала. Потом из-за низких учительских зарплат она освоила профессию верстальщика. Благо, газеты тогда были на подъёме, открывалось много независимых изданий и работа пошла в гору. Ира успевала где-то еще «левачить», что-то верстала дома. Правда, жаловалась, что спина болит, и здоровье ни к черту и глаза тоже страдают. Но работала.
- Устала я, - говорит Ира. – Зарплата не росла и я целый день на работе. А мне хочется и детям внимание уделить, и приготовить что-то вкусное, да и домом, наконец, заняться. А тут соседка попросила: позанимайся с пацаном, в шестом классе так отстал по математике… А у меня красный диплом РГУ. И математику знаю и люблю со школьной скамьи и до сих пор.
В общем, Ира позанималась с мальчиком. И результат стал очевиден. Пацан через месяц с двоек перешел на тройки. Потом стал хорошистом, а затем и «отлично» стал приносить в дневнике. Мало того, математика мальчику стала нравиться, появился интерес, и он уже сам занимался этим предметом без нагоняя.
А потом Иру, уже по «сарафанному радио», попросили позаниматься еще с одним ребенком. В общем, бросила она работу с зарплатой в 15 тысяч и стала репетитором по математике. Правда, неофициально, но деньги живые дома всегда. За два часа работы берет 600 рублей. Бывает и два и три ученика в день. Но она сама строит свой график, особо не перетруждаясь. И самое главное – дома стала все успевать, не нужно с утра спозаранку бежать на общественный транспорт, стоять в пробках. Ученики все рядом живут.
- Меня удивляет слабая подготовка детей в школе, - признается бывшая верстальщица. – И ведь дети, которые занимаются со мной дополнительно, далеко не бездарные. Есть умные дети, но педагог почему-то не объясняет новую тему. А то они ее и вовсе пролистывают. Обидно бывает, когда ребенка уже подтянул, он «догнал» программу и в состоянии понять новую тему - ту же неправильную дробь или задачу на составление уравнения. Но приходит с уроков, спрашиваю: «Ты понял новую тему?». Нет, ничего не понял. Им учительница сказала, «параграф читайте сами». А самому математику понять непросто. Ведь математика - это не география с историей.
А ведь это лицей, считающийся одним из «элитных», куда попасть не так просто! И я, верстальщица, по сути, выполняю работу учителя, получающего за это зарплату, подарки к праздникам, уважение и почет. И вот это ужасно. В той обычной советской школе, где я училась, новую тему прежде всего объясняли, вызывали к доске не только сильных учеников, но и слабых. А сейчас родители такое колоссальное количество денег тратят на репетиторов. Думаю, что так не в каждой школе, но все мои ученики рассказывают похожую историю.
- Да, я у нас репетиторы по двум предметам – английскому и математике. Еще приглашаем учительницу рисования, - говорит мама десятилетней Сони Елена Смирнова. – А куда деваться. Английский сам не выучишь, математику я сама плохо знаю. А так у ребёнка пятерки без проблем.
Хорошо, если родители в состоянии оплачивать 300 рублей за час – и это еще дешевые расценки. Педагоги с опытом работы и регалиями берут и вовсе 900 рублей за полтора часа занятий.
Я смогла найти учителя математики, которая согласилась это прокомментировать, но без указания ее ФИО.
- В классах по 30-35 человек. Вы попробуйте что-то такому количеству учеников объяснить! А потом, вы знаете, знания детей сейчас никому не нужны. Учителю сейчас столько всего нужно написать – и план работы, и всевозможные отчеты. Это важнее знаний детей. Писанины не меньше, чем у врачей. На подготовке к ЕГЭ сейчас репетиторы ой как хорошо зарабатывают. И не всегда вина учителя, что он что-то не смог объяснить – ему этим просто некогда заниматься…