Советы психолога: как справиться с детским поражением?
Максим Украинцев, детский психолог, руководитель детской школы дополнительного образования и личностного роста «МаксимУм» рассказал, что делать, если ваш ребенок столкнулся с неудачей в спорте. Например, проиграл очень важный для него матч, к которому готовился не одну тренировку.
- Поражение вызывает у ребенка различные эмоции (разочарование, злость, обиду), что является сложной психологической травмой. Она может отразиться на его жизни в будущем, поэтому ребенку нужно выработать методику, как справляться с подобными ситуациями в дальнейшем. И это касается не только спорта, а всех аспектов жизни. Поэтому родителям очень важно знать, что нужно делать, чтобы помочь ребенку в сложной для него ситуации, а чего делать категорически нельзя.
Не преуменьшайте значимость ситуации. Мы все стараемся как-то сгладить серьезные ситуации. Например, сказать: «Это такие мелочи, у тебя столько еще соревнований впереди!» На самом деле эти слова наносят существенный урон человеку. Таким образом вы проявляете игнорирование его чувств и обесцениваете его опыт.
Не жалейте ребенка. Жалость – это деструктивная форма поведения, она разрушает. Ребенок привыкнет жалеть себя, и это отразится на его жизни и поведении в будущем. Нужно дать ребенку прожить неприятную ситуацию, и время проживания может быть разным – от пары часов до нескольких дней.
Не оставляйте ребенка наедине с собой. Ребенок испытывает негативные эмоции, и если вы оставите его одного, он сразу сделает вывод – я проиграл, поэтому от меня отвернулись. На данном моменте, наоборот, ему нужна поддержка значимого человека: родителей, брата, сестры, друзей, учителя или тренера. Нужно находиться с ребенком и принимать его эмоции. Дайте ему высказаться, а если он захочет плакать – пусть плачет, это важный момент. У нас обычно говорят мальчикам: «Мужчины не плачут». Так нельзя – ребенок должен уметь выражать свои эмоции, чтобы воспринимать ситуацию такой, какая она есть.
Найдите положительные стороны. Родителям необходимо вместе с детьми проанализировать выступление и выделить то, что у ребенка получилось хорошо. Это поможет ему обрести мотивацию для следующих соревнований и поднять самооценку, которая очень пострадала из-за поражения. Избегайте оценочных суждений, критики. Родителям нужно говорить о своих чувствах – что вы почувствовали, глядя на выступление вашего ребенка. Не высказываете свое субъективное мнение по поводу его тактики, ведения игры и всего, что касается его профессионализма.
Выделите несколько недочетов, которые повлияли на результат. Это вызовет желание у ребенка поставить перед собой цели, чтобы стать лучше. Важно не переборщить с долгосрочными целями, две – это максимум. Например, ребенок хочет пробегать кросс в 10 километров - это долгосрочная цель, которая включает в себя несколько задач, которые нужно выполнить за год. Такое планирование мотивирует ребенка и программирует на успех.
Не допускайте исключения личной ответственности. Нельзя говорить, что виноваты судьи, плохое поле или просто не повезло. Так вы даете ребенку разрешение на повторное поражение. Если у него опять не получится, он будет думать, что виноваты все, кроме него. Ребенок перестанет объективно воспринимать ситуацию и меняться, он просто будет ждать, когда ему «повезет». Нужно научить ребенка признавать свои ошибки.
Разработайте план действий на случай повторного поражения. Ребенку нужна помощь взрослых, чтобы понять, как вести себя в случае, если он снова проиграет. Такой план помогает ему победить страх неизвестности, поражения и снижает уровень напряжения. Это не дает разрешения проиграть, но не исключает возможность поражения. Ребенку важно объяснить, что все ошибаются, каждый человек, и даже самые великие спортсмены. Никто не приходит к финишу с первого раза и не бывает первым всю жизнь. Совершить ошибку – это нормально.