В Зерноградском районе земельный вопрос довёл до стрельбы
В Зерноградском районе выяснение отношений по земельному вопросу между местными фермерами завершилось рукоприкладством и стрельбой. Один из участников конфликта, 36-летний Егор Князьков, в данный момент находится в отделении травматологии БСМП Ростова. У него диагностировали сотрясение головного мозга, закрытую черепно-мозговую травму, перелом пальца на руке и ушиб нескольких рёбер.
Пострадавший утверждает, что травмы ему нанёс депутат Гуляй-Борисовского сельского поселения Виктор Дьяченко, по совместительству — учредитель ООO «СХП Восход».
В непростом деле ещё предстоит разбираться правоохранительным органам, а 1rnd.ru попытался понять суть конфликта и выслушал версии обеих сторон.
На столе внушительная стопка документов: решения суда, ходатайства, жалобы, всё это - результат земельного спора. В споре две стороны: с одной - индивидуальный предприниматель Егор Князьков вкупе с пайщиками земельных наделов, которые он арендует и обрабатывает, с другой - ООО «СХП Восход» в содружестве со своими пайщиками.
Сестра Егора Князькова - Светлана Чендей - поведала, что проблеме без малого два года: «В районе был колхоз, но потом люди решили выйти из него и получить участки. По закону, человек должен либо организовать собрание членов колхоза (что нереально) или сделать проект межевого плана, обозначить в нём границы участка, а затем дать в СМИ официальное объявление о претензиях на данную землю. Если через месяц претенденты не объявились, то гражданин получает право оформить участок в собственность и распорядиться с ним по своему усмотрению».
Несколько десятков пайщиков – бывших колхозников, проживающих в Гуляй-Борисовском сельском поселении, так и сделали. Получив свидетельства на право собственности (это случилось 23 декабря 2015 года), отдали землю в аренду Егору Князькову.
И всё бы замечательно, однако на эти земли объявились другие претенденты, в частности, «СХП Восход», одним из учредителей которого является Виктор Дьяченко. А гендиректором предприятия – его мать.
Дело перешло в судебную плоскость. И к большому удивлению владельцев земли Зерноградский районный суд решил, что земли были получены с нарушением закона. В частности, обязательные публикации о претензиях на землю были размещены не в надлежащем СМИ.
По иронии судьбы, говорит Светлана, этим изданием была газета «Молот» - одно из двух, где учредителем выступает правительство Ростовской области.
«Мы подали жалобу на решение Зерноградского суда, но безуспешно. В апелляционном определении Ростовского облсуда так и сказано: «… утверждённый распоряжением правительства Ростовской области № 37 от 5 февраля 2017 года «Областной реестр средств массовой информации на 2015 год» информация о наделении данной газеты («Молот» - прим. автора) правом официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти Ростовской области не содержит», - процитировала ответ суда Светлана.
Примечательно, что к моменту судебного разбирательства Князьков посеял озимую пшеницу на площадях, которые принадлежали ему и тем, у кого он арендовал. Это около 200 га. Люди, которых суд лишил права собственности, разумеется, подали жалобу в вышестоящую инстанцию, надеясь, что в областном-то суде разберутся, и недоразумение будет разрешено. Однако из апелляционной инстанции пришёл документ, гласящий, что зерноградский судья был прав…
В период, когда шли судебные заседания, а на полях зрели озимые, произошло ещё два любопытных события.
Первое. Жительница хутора Гуляй-Борисовка Нина Федорченко, одна из пайщиков, обнаружила, что вместе с односельчанами по решению Зерноградского суда её лишили права собственности на землю, не потрудившись даже сообщить об этом владелице. К судебному делу она не привлекалась и ни разу не была оповещена о том, что по ее собственности идет суд. Узнала об этом совершенно случайно.
Федорченко подала жалобу в прокуратуру, а следом заявление в суд. Но судья отказал в ее законном праве на землю.
Второе. Угрозы, которые, по словам Егора Князькова, стали поступать ему от Виктора Дьяченко.
«Дьяченко не стеснялся никого. Он угрожал даже в присутствии представителей власти. О своих угрозах Дьяченко не раз говорил и собственникам земельных участков, призывая их уйти от фермера которого разорят и ему нечем будет платить им аренду!!! 10 марта этого года в кабинете у главы сельского поселения Дьяченко несколько раз угрожал, что ночью загонит на наши поля и проведёт дискование (сельскохозяйственный термин, при котором поле после прохождения трактора становится девственно чистым. - прим. авт.). Говорил, мол, к утру у тебя одна чёрная земля останется. При разговоре присутствовало много людей, в том числе и глава поселения», - сказал Егор Князьков и в качестве подтверждения сказанному предоставил редакции диск с записью разговора.
После разговора в администрации сельского поселения Князьков стал по ночам проверять состояние полей. В машине находилось ружьё с охотничьего сезона, но оно было не заряжено, пояснил фермер. «Ружьё официально зарегистрировано, всё как и полагается», - пояснил Егор Князьков.
Точкой кипения стало 29 апреля этого года. Фермер поехал в Ростов, чтобы привезти на выходные детей в село. Когда он возвращался в Зерноградский район, ему позвонили и сообщили, что на одно из полей заехали тракторы и уничтожают озимые.
«Я высадил детей и поехал на поле. Было уже около 23 часов. Там я увидел огни и несколько тракторов, которые ездили по полю и дисковали землю. Я попытался выйти из машины, но Виктор Дьяченко, который уже был на поле, ударил дверью мою руку. Мы схватились с Дьяченко, он повалил меня на землю, и ружьем, которое лежало в машине, ударил меня несколько раз прикладом по голове. В этом момент я услышал выстрелы. Но это были не ружейные выстрелы. Как мне показалось, стреляли из пистолета. Думаю, всё, конец, сейчас меня пристрелят, и побежал к лесополосе. Там переждал некоторое время. Услышал еще несколько выстрелов, на этот раз ружейных и после этого побежал в хутор. Пришлось бежать в одной туфле. Вторая осталась на месте происшествия», - рассказал Егор Князьков.
По словам собеседника, он звонил в дежурную часть и местному участковому Александру Селиверстову и позвал на помощь.
В разговоре с журналистом 1Rnd участковый подтвердил, что ему Князьков звонил, но это, по его словам, было это ещё до инцидента со стрельбой.
«Он позвонил и сказал, что на его поле приехали трактористы Дьяченко и если что, то он за себя не отвечает. Я его выслушал и приехал на поле минут через десять», - заявил Селиверстов.
Как пояснил Князьков, эту фразу он сказал, чтобы участковый отреагировал и приехал, так как ранее участковый сообщил что вмешиваться и останавливать уничтожение урожая пшеницы не будет.
В свою очередь, Светлана Чендей обратила внимание, что участковый не особо торопился: «Я успела приехать из Ростова, было уже около часа ночи, и только после этого появился участковый».
Как выяснилось, Александру Селивёрстову в ту ночь звонил и Виктор Дьяченко. Рассказ депутата кардинально отличается о того, что говорил Егор Князьков.
«Во-первых, никто его (Князькова) не бил. Я приехал на поле со своим адвокатом, когда мне позвонили и сказали, что Князьков приехал и стал палить из ружья. Гонял по полю механизаторов — мужикам по 50 лет. Хорошо, хоть никого не ранил, не застрелил, но повредил мне три трактора. После этого он убежал в лесополосу. А на утро ходил бодрый по отделению полиции. Какой там перелом! У него максимум была царапина на плече, когда он по лесополосе бегал. Может, он сам ударился где-то», - с иронией заметил Дьяченко.
Однако в БСМП лечащий врач Князькова подтвердил, что у пациента действительно сломан большой палец правой руки, ушиблены несколько рёбер и сотрясение головного мозга вкупе с закрытой черепно-мозговой травмой.
В тут ночь на место происшествия прибыли отец Егора Князькова - Анатолий, а также его дядя.
«Мы пережили самые страшные минуты в жизни. Сначала мы услышали выстрелы, а затем увидели настежь открытую машину сына. Возле неё лежала туфля, а возле машины стоит Дьяченко с ружьём и рядом его адвокат! И жив ли мой сын — неизвестно. Дальше — больше. Адвокат Дьяченко набросился на меня и если бы не мой брат, то поломал бы меня. Вы бы видели этого верзилу — раза в два нас больше», - сказал Анатолий Князьков.
Но на этом дело не закончилось, по словам Князькова-старшего, Виктор Дьяченко наставил на него ружьё сына и сказал, что убьёт.
«Вам когда-нибудь доводилось стоять, когда на вас наведено оружие и человек говорит, что сейчас выстрелит?! Знаете, не самое приятное ощущение. На утро я оказался в больнице — руки перестали действовать. И что любопытно, когда я разговаривал со следователем, он сказал, что дело в отношении Дьяченко не возбуждено — ведь он депутат. А что, у нас депутаты могут просто так безнаказанно угрожать убийством?» - задался вопросом 63-летний пенсионер.
В свою очередь Виктор Дьяченко заявил, что ночная стрельба дорого обойдётся Егору Князькову.
«Я написал заявление в полицию, они провели проверку и сейчас в отношении Князькова-младшего уже возбуждено уголовное дело», - отметил Дьяченко и разразился тирадой, общий смысл которой «этот жулик за всё ответит».
Продолжая тему конфликта с Князьковым, Виктор Дьяченко рассказал, что он и его коллеги по бизнесу не раз предлагали Егору решить земельный вопрос полюбовно, но ответной реакции не последовало: «Мы ему предлагали оплатить расходы на посевную, затраты на обработку полей, но в разумных пределах, конечно. Мы даже предлагали ему засеять другие участки ячменём и передать ему. Однако не увидели ответной реакции, а наоборот — только агрессию. Что касается его заявлений об угрозах с моей стороны, то этого не было».
В ходе разговора, что записан на диске, Дьяченко действительно предлагал фермеру по-хорошему разойтись, но звучали (и не один раз) и вполне реальные угрозы, что если Князьков не одумается, он запустит на поля тракторы «и останется лишь чёрная земля».
Стоит сказать, что Князьков допустил возможность ухода с полей, но просил дать ему возможность убрать урожай и предлагал засеять свободные земельные участки, а потом уже после сбора урожая обеими сторонами обменяться полями.
«Вложены не просто большие деньги. Это еще и труд людей. Возможность собрать урожай позволит заплатить арендную плату собственникам, налоги и проценты по кредитам», - скажет позже Князьков.
Ещё один важный момент. Из представленных редакции документов следует, что суд признал незаконным право собственности пайщиков на землю. Однако есть существенная «загогулина»: у Князькова и его пайщиков на руках до сих пор (по данным на 4 мая) есть свидетельства, то есть документальное подтверждение, что собственники - они. А Дьяченко и пайщикам, надо полагать, ещё только предстоит такие свидетельства получить.
Таким образом, действия Виктора Дьяченко и его трактористов — имеется ввиду дискование полей - выглядят со стороны, мягко говоря, мерой преждевременной.
Что любопытно, это же дал понять в телефонном разговоре и участковый Селивёрстов. Сам же Дьяченко ночной выезд его тракторов на поле объяснил тем, что он не мог больше ждать, поскольку пострадали бы его пайщики.
«Суд признал нашу правоту, но с этого года законодательство сильно изменилось и появились технические моменты, которые процедуру перехода собственности затягивают по времени. Мы больше ждать не могли», - оправдался Дьяченко.
Адвокат Князькова утверждает, что не все так однозначно и с решением Зернорадского суда о признании недействительным права собственников.
«Насколько мне известно, Ростовский областной суд затребовал в Зерноградском городском суде для проверки дело по земле», - резюмировала адвокат.
Очевидно, что разбираться в этой истории придётся ещё долго. Впереди работа следователей, бесконечные судебные разбирательства. Обойдётся ли это без жертв и пострадавших? Кто знает... Но что известно точно на данный момент: половина посевных площадей озимых уничтожены.