"Хорошо, что осталась фотография": истории ростовчан, потерявших семьи на Змиевской балке
Пожелтевшие довоенные фотографии - это все, что осталось у части ростовчан от их семей после 11-12 августа 1942 года. Родственники уничтоженных на территории Змиевской балки горожан принесли чудом сохранившиеся снимки на Марш живых. И держали фото перед собой точно так, как это было, когда Бессмертный полк шел 9 мая по центральной улице Ростова.
Среди тех, кто пришел на Марш живых и надел желтую звезду Давида, была Инна Рыжевская.
- Я осталась жива только потому, что моя мама со мной, двухлетней, успела эвакуироваться. А вот ее родной брат Лазарь Кукельштейн и его семья остались здесь, лежать навеки.
Когда мама вернулась из эвакуации, родственников у нее уже не было. Только вот эта фотография, - говорит Инна Рыжевская.
У ростовчанки Натальи Петровой, которая также присоединилась к Маршу живых, в Змиевской балке погибли прабабушка Сицилия Макаровская, она в августе 1942 была уже совсем старенькая, и родная сестра бабушки Грета.
- Для нас это трагедия. Моя бабушка осталась в живых только потому, что работала в военном госпитале и была эвакуирована. А вот прабабушка и ее дочь были выданы полицаями и угнаны насильно со всеми ростовскими евреями. В Змиевке они остались навеки. Хорошо, что осталась вот эта фотография, - говорит Наталья Петрова.
11 августа 1942 фашисты, захватившие Ростов, обязали всех горожан еврейской национальности явиться к 8.00 на сборные пункты якобы для эвакуации в безопасное место. Всех пришедших отправляли в район зоопарка, где разделяли семьи и гнали к местам казни.
Как рассказал военный историк Владимир Афанасенко, первыми в уже подготовленных рвах убивали мужчин и подростков, которые могли оказать сопротивление, затем женщин. Детей уничтожали отдельно с помощью сильнодействующего яда. Всего, по словам Афанасенко, за 11-12 августа на Змиевке убили от 13 до 15 тысяч человек. Историк подчеркнул, что здесь гибли и смешанные семьи: ростовчане, которые не были евреями по национальности, не отказались от близких и разделили их судьбу.
Змиевскую балку использовали для массовых казней вплоть до февраля 1943 года, второго освобождения Ростова. За месяцы с августа по февраль здесь уничтожили еще около 12 тысяч человек. Одними из последних фашисты расстреляли румынских дезертиров и подследственных, которые находились в тюрьме Гестапо. Среди убитых курды, ассирийцы, цыгане. Их, как и евреев, убивали по национальному признаку. Итоговое число убитых на Змиевке историки оценивают в 27 тысяч человек.
Елена Семибратова