Артефакты Великой Отечественной уничтожают в Ростове
Ростовские власти жертвуют исторической памятью ради подготовки к одному-единственному событию, ЧМ-2018, считают градозащитники. Во время капитального ремонта фасадов в центре города уничтожаются уникальные свидетельства истории Ростова. В частности, напоминания о двух оккупациях и жесточайших боях, которые пережила донская столица в годы Великой Отечественной.
Пример уничтожения исторической памяти привел ростовский архитектор и градозащитник Артур Токарев. Ранее, пишет он, в переулке Островского было несколько фасадов с многочисленными выбоинами от снарядов. И они служили живой иллюстрацией того, что пережил город во время войны.
«Когда ты говоришь об этом на таком фоне, то нельзя не поверить, так же, как сами за себя говорят русские надписи на Рейхстаге. Их было много. За 10 лет капремонтами изничтожили все. Последняя выбоина, размером с уличную яму, была замазана на днях. ЖКХ, конечно же, жизненно понадобился для творчества боковой фасад старого дома», - горько иронизирует эксперт.
Артур Токарев рассказал историю из личного опыта: однажды ныне заштукатуренные «шрамы» помогли наглядно объяснить гостю из США, сомневающегося, что в Ростове вообще была война, что творилось в городе. Теперь в арсенале экскурсоводов остались только слова.
«Если бы я был американцем, и мне сейчас рассказали, кто освобождал Ростов – я бы не поверил. Я бы не поверил представителю народа, который торгует на улице пластиковой атрибутикой войны и вешает ее символику на стекла магазинов и автомобилей, а подлинные артефакты своей Победы НЕ ЗАМЕЧАЕТ как мусор под ногами – он не убедил бы меня никакими словами», - поясняет свою позицию ученый.
Безусловно, у чиновников и строителей найдется своя правда. Подрядчики, которые штукатурят фасады, скажут, что выполняют поставленную в договоре задачу. Чиновники наверняка сошлются на то, что выбоины на зданиях, вне зависимости от истории их появления, — это плохо, их обязательно нужно замазать, такова уже суть слова «ремонт». И, возможно, на этом настояли сами жильцы, захотевшие жить в доме с ровным фасадом без "шрамов". Как это было, если верить властям, в случае с домом с чудом сохранившейся со времен войны надписью про путь к бомбоубежищу. Кроме того, на стороне благоустроителей и закон, ведь у следов войны на зданиях Ростова нет никакого охранного статуса.
Тем не менее, в дискуссии под постом Артура Токарева об этой ситуации ростовчане стали на защиту "плохо выглядящих" зданий. Историческая ценность таких артефактов оказалось очевидной для них.
«Есть ещё дом на углу Соборного и Варфоломеева. Для меня он с детства был зримым памятником войны - жили мы на Варфоломеева и мне было страшно себе представлять, что именно здесь полк народного ополчения вместе с городской милицией прикрывали отход основных сил армии на левый берег Дона. И этот дом был лучше любых рассказов в учебниках», - пишет Сергей Трухачев об истории здания, также «облагороженного» штукатуркой.
«И на Темерницкой есть двухэтажный дом с осколочными отметками. Возле него тополь был, тоже переживший войну, со стволом диаметром больше полутора метров. Осколки, наверно, где-то внутри дерева остались. Но тополь срубили в начале века. Фасад, к счастью, живой. Пока», - делится Дина Салаватова, впрочем, её тут же расстраивают: и этот фасад «откапремонтили».
Негативно оценила усилия благоустроителей и активист «Городского патруля» Елена Хатламаджиян. Ростовчанка привела фразу, которой так любят бросаться чиновники всех рангов в даты, связанные с Великой Отечественной: «народ, который не помнит свое прошлое, не имеет будущего».
В итоге единственным живым памятником военной истории Ростова может остаться только дом на Станиславского, 166. Вот его фото. История необычного фасада здания такова: во время боев в дом попал снаряд, разрушив часть дома. Восстанавливать его не стали. В итоге внутренняя стена стала внешней, а на месте утраченной части строения появился импровизированный двор.