Дети с инвалидностью учатся быстрее у сверстников, чем у взрослых
В Ростове-на-Дону прошёл круглый стол, посвящённый формированию доступной городской среды для людей с инвалидностью. Представители бизнеса, власти и некоммерческих организаций вместе обсудили самые острые вопросы для Ростова-на-Дону.
Модератором дискуссии выступила Инна Володина, кандидат психологических наук, начальник отдела инклюзивного обучения ДГТУ. Вместе с ней участники обсудили основные проблемы, а также реализуемые властью, НКО и бизнесом региона программы и проекты, которые помогают сделать жизнь людей с инвалидностью комфортней.
«Сегодня часто обсуждается инклюзия как таковая, но мало кто понимает и объясняет, что это, — считает директор благотворительного фонда «Помоги детям» Нина Новикова. – Инклюзия – это включение детей с особыми образовательными потребностями в обычный школьный коллектив для совместного развития со здоровыми сверстниками.
Пример реальной инклюзии — социально-благотворительный проект «Включи!», который реализуется нашим фондом совместно с компанией «МегаФон». Мы уже создали зоны сенсорной разгрузки для детей с аутизмом в четырёх образовательных учреждениях Ростова-на-Дону и Сочи. Сенсорная разгрузка крайне важна таким детям в перерывах между занятиями. Также здесь они начинают учиться общению и взаимодействию с нормативными сверстниками, приобретают первый опыт совместных игр. Это шанс для детей с аутизмом успешно влиться в процесс социализации».
«Инклюзивная среда очень важна, так как дети, взаимодействуя со своими сверстниками, быстрее учатся у них, чем у взрослых, - поделилась директор АНО содействия инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья «Ресурсный класс» Ксения Берковская. - Создание условий для инклюзивного обучения - это не всегда только возведение пандусов и расширение дверных проёмов в школах.
Для успешного включения детей с аутизмом необходимы специальные сопровождающие специалисты - тьюторы. Я, как мама мальчика с аутизмом, это прекрасно понимаю».
Доступная среда — это равные условия и возможности для всех. И это не только люди с инвалидностью, но и маломобильные группы населения.
«Для таких категорий людей у нас много делается, - рассказала исполняющий обязанности директора городского департамента социальной защиты населения Татьяна Карасёва. - Например, до 2021 года расписана «дорожная карта» по улучшению подходов-подъездов и адаптации целого ряда социальных объектов. Эту работу мы отслеживаем и будем продолжать».
Татьяна Карасёва рассказала и о проекте «Говорящий город», который постепенно будет внедряться в Ростове-на-Дону. Он поможет слабовидящим людям лучше ориентироваться в транспорте и на улицах.
«Доступная среда для нас — это, прежде всего, информационная доступность, - рассказала заместитель директора Ростовской областной специальной библиотеки для слепых Элеонора Васильченко. - Тревогу вызывает то, что не всегда есть возможность пополнить наши фонды: специальные книги и флэш-карты достаточно дорогие, так как они должны быть адаптированы под прослушивание с помощью тифлофлэшплеера, который тоже является недешёвым устройством. Вообще, на мой взгляд, будущее за цифровыми технологиями».
Какие шаги предпринимает для создания доступной среды в нашем городе крупный бизнес?
«Прошлой осенью совместно с фондом «Я без мамы» мы открыли первую в области инклюзивную детскую площадку для совместного досуга детей с инвалидностью и их здоровых сверстников.
В этом году вместе с фондом «Помоги детям» начали развивать инклюзивное обучение детей с аутизмом школьного и детсадовского возраста на юге России. Это первый в ЮФО опыт создания единого инклюзивного пространства для адаптации детей с расстройствами аутического спектра. В Ростове и Сочи они могут успешно развиваться и посещать занятия вместе со своими здоровыми сверстниками. Отмечу, что в целом такое комплексное обучение в общеобразовательной школе или детсаду помогает детям с РАС лучше адаптироваться к дальнейшей самостоятельной жизни, а их сверстников это учит толерантности, - рассказал директор ростовского «МегаФона» Алексей Барков.
С сентября в Новочеркасском детском доме для детей с инвалидностью в рамках проекта «Бочча - спорт для всех» организованы специальные занятия по бочча – паралимпийскому виду спорта. «МегаФон» подарил ребятам специальное оборудование для игр и помогает в проведении мастер-классов. Воспитанники детского дома учатся ставить перед собой высокие спортивные цели и достигать их.
Также телеком-оператор регулярно проводит на юге России открытые показы фильмов с тифлокомментариями для слепых и слабовидящих детей и взрослых. Это ежегодно позволяет сотням людей с инвалидностью комфортно проводить досуг наравне со всеми.
Помощник председателя правления банка «Центр-Инвест» по связям с общественностью Наталья Алябьева также в ходе круглого стола поделилась опытом: «Мы занимаемся множеством благотворительных проектов, но самое главное направление – это повышение финансовой грамотности населения. У нас есть специальные программы, книги, методички для самых разных категорий граждан – от студентов до пенсионеров. Однако, сегодня я поняла, что вся эта информация пока что недоступна для слабовидящих и слепых людей. В ближайшее время мы обязательно восполним этот пробел».
Представитель АНО «Индустрия гражданских инициатив» рассказала историю тотально слепого второклассника Тимура, который ходит в обычную школу и учится наравне со сверстниками. Одноклассница нарисовала и подарила ему картину, а в качестве шрифта Брайля сделала выпуклые поверхности, чтобы друг «увидел» её рисунок. Этот пример показывает, что дети воспринимают инклюзию совершенно естественно. И взрослые должны помогать им проводить досуг совместно и с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тогда будет развиваться здоровое и толерантное общество.
В завершении мероприятия представители «МегаФона» вручили Ростовской областной библиотеке для слепых адаптированные наборы детских книг и объявили о старте приёма заявок на рассмотрение благотворительных проектов 2018 года. С подробностями Благотворительной политики компании можно познакомиться по ссылке.