Кража оружия: как бывшему начальнику УМВД Ростова удалось избежать наказания
Громкая история с похищением нескольких сотен стволов из хранилища отдела полиции № 3 Кировского района Ростова продолжает обрастать подробностями. В распоряжении 1Rnd.ru оказались документы, которые объясняют, каким образом бывший начальник Управления МВД Ростова Дмитрий Тарасенко и другие высокопоставленные чины ушли от уголовной ответственности, а кому ее избежать не удастся.
В конце минувшей неделе практически в одно и то же время в Ростове и Батайске прошли три судебных заседания, объединенных оружейной темой.
Так, в Кировском районном суде на скамье подсудимых четверо бывших старших оперативных дежурных дежурной части ОП № 3. Квартет полицейских уволили по отрицательным основаниям до суда и следствия. Они были в числе тех 10-ти человек, которых первыми отправили на вольные хлеба с «волчьим билетом».
Не обошлось и без полицейского кадрового финта — увольнения задним числом. К примеру, один из дежурных официально был уволен 7-го марта, в то время как 9-го он еще был на смене.
Да и уголовные дела возникли позднее. Офицеров Алексея Уланова, Александра Шурдукова, Сергея Королёва и Петра Кряжева обвинили в халатности и ненадлежащем исполнении служебных обязанностей.
В вину им поставили то, что они позволяли войти в оружейное хранилище 25-летнему Александру Гулову, который не только не имел права допуска, но и вообще, как выяснилось, не являлся сотрудником отдела. В итоге именно этот человек и украл стволы.
Полицейские в один голос заявили следователям, что Гулова им представил лично начальник отдела Владимир Гетманов, но попытка оправдаться успеха не возымела.
В свою очередь, Гетманов и в объяснении следователю (копия есть в распоряжении редакции), и в интервью 1Rnd.ru твёрдо заявлял, что указаний считать Гулова сотрудником не давал. В то же время полковник не стал отрицать, что Гулов был его личным шофёром и выполнял приватные поручения — забрать ребенка, подвести жену, купить продукты.
Для сведения: молодой человек, на иждивении которого была жена и маленькая дочь, долгое время был внештатником, потом стажировался в уголовном розыске. Но там тоже не прижился, затем дважды пытался пройти психолога и оба раза неудачно. В конце концов Гетманов определил Гулова в тыловую службу, где тот выполнял мелкие хозяйственные поручения для отдела, в том числе заходил в «оружейку» с главным тыловиком отдела Алексеем Бутырским, чтобы бирочки наклеить.
Всё это можно было бы лицезреть на записях видеокамер, но диски оказались чисты.
К слову, в уголовном деле есть заключение экспертов, в котором указано, что камеры кто-то вскрывал.
Владимира Гетманова всё же уволили, а новый начальник отдела Сергей Рифицкий, заняв пост, даже не проверил документы у Гулова. В объяснении (есть в распоряжении редакции) он сообщил, что считал парня штатным сотрудником. Если даже начальник был уверен в полицейском статусе Гулова, то что говорить о дежурных.
Тем не менее, следствие возбудило уголовное дело. Шло следствие довольно долго, не раз приходилось подписывать заново документы. И в итоге в октябре состоялось предварительное заседание суда.
Длилось оно недолго, выяснилось, что у подсудимых нет денег, чтоб нанять себе адвокатов.
Адвокат, один на всех, появился лишь на втором заседании, где бывшие полицейские попросили судью провести процесс в особом порядке.
Стоит отметить, что если для Алексея Уланова, Сергея Королёва и Петра Кряжева решение пойти на особый порядок не стало дилеммой (по крайней мере, внешне они отнюдь не выглядели огорченными), для Шурдукова решение отказаться от борьбы далось нелегко.
И Александру есть, за что переживать. В полицию он пришёл из армии, где служил по контракту.
За семь лет в МВД он не получил ни одного взыскания. Для полиции случай, пожалуй, уникальный.
Трижды был в командировках на Кавказе. Ветеран боевых действий. Имеет медали, много грамот и благодарностей. Был признан лучшим дежурным в Ростове.
Сами коллеги его характеризуют как человека педантичного, порой даже чересчур.
«Если бы я знал, что Гулов — не сотрудник, то его бы и близко не было в отделе. А когда ты видишь, что он приходит с начальником, его представляют, как сотрудника, говорят, что по хозяйственным вопросам обращаться надо к нему, то, разумеется, возникает полная уверенность, что он не человек со стороны», — скажет Шурдуков на суде.
Пока в одном из залов Кировского суда решался вопрос о порядке проведения заседания, в другом — продолжилось слушания по делу бывшего тыловика ОП №3 Алексея Бутырского. Его обвиняют в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий.
Вина Бутырского в том, что он, по версии следствия, давал ключи Александру Гулову, а тот, получив доступ к шкафам, где хранились стволы и боеприпасы, сданные гражданами на хранение, вещдоки по уголовным делам и оружие на переплавку, увозил «товар» домой.
Суд над Бутырским идет с марта этого года.
А в Батайске, где судят братьев Фроловых - Виталия и Александра - до приговора еще очень далеко. По делу проходит почти 130 свидетелей. Фроловы, согласно версии следствия, помогали Гулову продавать оружие.
С Фроловыми связана и история задержания бывшего начальника УМВД Ростова Дмитрия Тарасенко.
В марте 2016 года в Курганинске Краснодарского района сотрудники полиции задержали два автомобиля - «Газель» и внедорожник Range Rover. В грузовике находился Александр Фролов, а в джипе - ростовский предприниматель Мхитарян и полковник Тарасенко. То, что кубанские стражи порядка «приняли» коллегу из Ростова, стало известно только в отделе полиции, куда задержанных доставили. До этого начальник городского управления «корочку» не доставал.
В Range Rover нашли оружие, которое, как выяснится позднее, было похищено из ОП №3. В том числе и автомат Калашникова.
В отношении Тарасенко начали проверку на предмет превышения им должностных полномочий и халатности. Дело шло довольно долго. Задержание произошло в марте 2016 года, а лишь в феврале 2017 года появилось постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
В объяснении, которое почти слово в слово повторяет постановление об отказе в возбуждении дела, Дмитрий Тарасенко пояснил, почему поехал в Краснодарский край, не поставив в известность коллег.
Он якобы настолько боялся утечки информации, что решил никому об этом не говорить, и даже владельцу Range Rover — своему другу Мхитаряну. Они, по словам Тарасенко, ехали на водный источник. По крайней мере, так говорится в документе.
В конце концов Тарасенко встретился с Александром Фроловым в кафе «Сицилия», обговорили детали, а спустя некоторое время выехали за стволами.
Задерживать Фролова Тарасенко не стал и в промежутке между поездкой за «железом» и разговором в «Сицилии», позволил ему сходить на похороны бабушки, но взял слово, что тот не удерет. Тот не стал скрываться и приехал на грузовичке.
Сначала во внедорожник перекочевала первая партия оружия, а потом, когда поехали за второй партией, их и задержали местные полицейские.
В своём пояснении Тарасенко сообщил, что собирался сдать оружие в ближайший отдел полиции, но не успел это сделать по независящим от него обстоятельствам — его задержали.
В итоге следствие пришло к выводам, что состава преступления в действиях Дмитрия Тарасенко нет, равно как и нет оснований для возбуждения дела.
Что до похищенного оружия, то его поиски шли как на Кубани, так и в Ростовской области. В Батайске нашли пару схронов с 80 стволами и гранатой. В уголовном деле говорится, что их туда положили неизвестные люди. Неофициальная версия: стволы собирали по всей округе полицейские, а потом просто сложили в условленном месте.
До полного окончания оружейной эпопеи еще далеко. Фроловы вину свою признают частично. Официально следственный комитет заявил о пропаже 246 единиц оружия. Но самом деле цифра это гораздо больше — около 400. Из них нашли меньше половины.
Но все пропавшее оружие вешают на Фроловых, которые, разумеется, брать на себя такой груз не желают.
А тем временем злые языки утверждают, что оружие пропадало задолго до появления Гулова в ОП № 3. Но доказывать это вряд ли кто возьмется, иначе возникнут неприятные вопросы к прежнему руководству отдела, ниточки потянутся в Главк.
Сегодня итог разбирательств таков: главный похититель Александр Гулов получил четыре года 4 года колонии общего режима. Он возместил ущерб потерпевшим, среди которых оказались и люди из силового ведомства. Недавно Гулов появлялся в Батайском городском суде в сопровождении конвоиров, адвокаты Фроловых заявили его свидетелем по делу.
Однако, придя в суд, бывший стажёр отказался давать показания без своего адвоката.
Впрочем, Александр Гулов был не первым, кого наказали по делу о пропаже оружия. До него был некто Михаил С. из Батайска – приятель Александра Гулова, которому он привозил на хранение стволы и патроны. Сажать Мишу не стали, дали семь месяцев колонии условно, но назначили штраф и обязали устроиться на работу.
Из рядов МВД по этому делу было уволено более десятка человек и не только из ОП № 3. Как стало известно 1Rnd.ru, одному из уволенных удалось восстановиться на службе.
Алексей Новиков