Директор ЦБЖ Ростова готов отчитаться за каждый собачий труп
В Ростове разгорелся скандал вокруг центра бездомных животных. Зоозащитники обратились с заявлением в прокуратуру о проведении проверки в ЦБЖ. Волонтеры заявили, что в приюте жестоко обращаются с животными, их не лечат, а средства, выделяемые на отлов и содержание животных, «оседают в чьих-то карманах». При проверке были выявлены многочисленные нарушения. Корреспонденты 1Rnd.ru выслушали все точки зрения и собрали воедино картину происходящего.
С активистками, которые выступили против действующего руководства ЦБЖ, приходится общаться за пределами центра. Женщины говорят, что и рады бы как и прежде помогать животным, приносить им корм и лекарства, но внутрь их больше не пускают — это случилось после того, как они не согласились с действиями директора.
«Мы начали задавать неудобные вопросы Пономареву. Он решил, что ему будет проще избавиться от нас и перестал пускать сюда», - рассказала ростовчанка Елена Тихонова.
«Он заставлял меня написать докладную о том, что собака агрессивная и представляет опасность. А она достаточно добрая была, лизнула мне лицо. Я отказалась писать, - рассказала бывшая сотрудница приюта. - Три дня он за мной ходил и заставлял подписать эту бумагу. Говорил, что надо усыпить двух собак. Я сказала, что не смогу дальше с этим жить, как это - усыпить? Они абсолютно не представляли никакой опасности для окружающих и были здоровы. После обеда я вышла, а собак уже нет. Я увидела потом кадры, как они лежат в морозильнике».
«Животных эвтаназируют здесь негуманным способом. Их убивают дитилином, - утверждает активистка Светлана Ларионова. - Это происходит на глазах у сотрудников. Собаки находятся в истощенном состоянии, потому что положена норма корма 350 граммов каждый день, а им дают 150 граммов. Они истощены. Директор докармливать животных не дает и запрещает. И это при том, что корм покупают тоже волонтеры».
Ростовчанка Лидия Алексеенко, которая подкармливала бездомных животных, сообщила, что жаловалась на действия директора ЦБЖ даже заместителю главы администрации Ростова по вопросам ЖКХ Владимиру Сакеллариусу, но это не принесло никаких результатов.
«Сакеллариус мне сказал — это ваше право, мол, жалуйтесь, - возмущается женщина. - А сейчас сюда загнали машину, чтобы вывести сотни трупов, которые они хранили в холодильнике».
Грузовик, заполненный трупами собак из рефрижератора ЦБЖ, действительно стоял во дворе. Зоозащитники известили о нем прокуратуру и полицию, вывоз пришлось приостановить. Машина несколько часов простояла во дворе по соседству с живыми «питомцами»; трупы их собратьев начали таять, рядом с будками из кузова натекла лужа крови.
Директора ЦБЖ на месте не оказалось, с журналистами пришлось объясняться его заместителю Константину Загике. Зоозащитники считают его едва ли не главным своим оппонентом. Во многом потому, что именно Загика добился фактически запрета на метод ОСВВ в Ростовской области — теперь отловленных животных не имеют права выпускать назад, в среду обитания.
Константин подчеркивает, что занимается в центре кадровыми вопросами и управленческой деятельностью, но все же комментирует содержимое грузовика.
«Если вам тут рассказали, что здесь нашли тысячи трупов, то это — бред. Что касается трупов, то сейчас ждем, когда привезут свидетельства с ветстанции. В машине сейчас 287 трупов. Их повезут на утилизацию на Кагальницкий мясокостный утильзавод, не мясокомбинат, - особо отмечает он. -
Животные здесь эвтаназировались по показаниям, если это было нежизнеспособное или больное животное.
Естественно, чтобы не продолжать его страдания и не распространять инфекции, его эвтаназировали. Даже маленьких щенков, которых нужно кормить специальным кормом. Никто здесь кормить не будет. Здесь много зоозащитников, но ни один к себе животное не хочет брать. Только кричат».
Разговор прерывает женщина в черном пальто. Она не представилась, но из беседы стало понятно, что это волонтер. Ростовчанка попыталась убедить журналистов в том, что здесь для животных делается все, что позволяет скудный бюджет учреждения и возможности волонтеров.
«Когда работала Алла (бывший директор ЦБЖ Алла Моренец — прим. автора ), то было 4 ставки ветврача и 2 ставки фельдшера. Сейчас у нас полторы ставки ветврача. Вы разницу чувствуете? Финансирование уменьшено. И денег на лечение нет. Их в статье не заложено, - рассказала она. - Бывает, что сбивают собаку на дороге и кидают нам под ворота, что мы должны с ней сделать? Лечить мы ее не можем, оперировать мы ее не можем. Это недешево. Восемь тысяч стоит остеосинтез сделать. Мы пишем пост в Сети. Если находятся люди, то они ее лечат. Если нет, то она полежит день два и умрет».
Ветеринар ЦБЖ Лилия Бондарева рассказала о бедственном положении лечебной базы.
«Должна быть предоперационная комната, чтобы я могла переодеться не в операционной, где этого делать нельзя, - сетовала Бондарева. - Должно быть карантинное помещение…
Вот больные сидят щенки с энтеритом, я писала об этом и просила тест-пробы. Мне директор заявил, что денег нет.
Я написала список лекарств, которые необходимы, чтобы им провести лечение. Мне дали на один день иммуностимулятор на шестерых щенков, а их там 18 было. Анандин на шестерых щенков только - хватит два дня уколоть. Это разве лечение? Гипериммунной сыворотки, как я просила, мне не предоставили».
А относительно усыпления животных сотрудница ЦБЖ по сути подтвердила слова волонтеров, которые и обратились в прокуратуру.
- На каком основании вы как ветеринар можете придать животное эвтаназии? - поинтересовались журналисты.
- Если животное больное либо агрессивное. Но от меня требует директор, чтобы я эвтанизировала. Я ему объясняю, что если больное животное, то это должно быть подтверждено документально. Но никакой документации не проводится.
- А чем аргументируют? Зачем тогда его усыплять?
- Ну я не знаю, вроде там контракт по сокращению численности поголовья.
- И сколько таких животных усыпляется за год?
- Точно не знаю, ну вот за последнюю неделю 9 щенков усыпили. Перед этим тоже привозили и щенков усыпляли….
- На каждое животное у вас ведется карточка, когда прибыл, чем болел?
- Да.
- А когда это животное усыпляют какую причину пишут смерти?
- Там пишут — эвтаназия.
- А основания какие были для этого пишут?
- А оснований нет. Указывается, что идет сокращение популяции или просят нас, сотрудников, подписать бумагу, что животное агрессивное, чтобы его эвтаназировать.
Появившийся на месте директор ЦБЖ Юрий Пономарев начинает беседу далеко не в лучшем расположении духа. Он называет все претензии зоозащитников ложью и «передает привет» одной из изгнанных волонтеров: мол, держит здесь свою собаку, все обещает забрать в другой приют, но что-то не торопится за любимицей. Разговор, естественно, начинается со зловещего содержимого рефрижератора.
Пономарев подчеркивает, что за каждый из 287 трупов может отчитаться.
Вот и официальная справка. 187 трупов подобрали в городе — это сбитые машинами или погибшие по другим причинам собаки. 35 животных погибли от болезней, и только 65 собак были усыплены. Причем строго на законных основаниях.
«На каждый труп есть документы, откуда они к нам попали и как умерли. Есть заявления граждан, по просьбе которых мы подбираем собак по городу. Это животные, которые либо попали под машину, либо были отравлены или просто пали на улице, - отметил директор МКУ «ЦБЖ» Юрий Пономарев. - 16 голов отобрали и оставили в холодильнике, будут делать какую-то экспертизу».
Денег на лечение действительно нет, продолжает он: их изначально не было в смете на год, которую он не готовил (Пономарев руководит ЦБЖ с февраля).
«Мы планируем за счет государства это заложить в следующем году», - заверяет он. Главная линия, которую озвучивает Пономарев, - ЦБЖ работает в рамках законодательства и в соответствии с теми бюджетными возможностями, которые есть. И убивать животных, по его словам, невыгодно ни центру, ни подрядчикам. Арифметика такова: живое животное, которое привезли стоит - 1900 рублей, а труп всего лишь 500 рублей.
Свои слова Пономарев пытается подтвердить документами — вернее, той их частью, которая осталась после визита прокуратуры.
«Вот, что делает прокурор сейчас? Он общается с той половиной людей, которая выходит на улицу и с ними ведет беседу, - эмоционально отмечает директор ЦБЖ. - Ну это судить не мне. Они пришли сюда. Каждый вырывал из рук бумаги. Половины документов и сейчас не могу найти. Потому что три прокурора были и все хотели чего-то. Все это они смотрели, копировали, изымали... Все документы есть, все без исключения. Нет такого, чтобы я чем-то что-то не подтвердил».
Ответ на вопрос, законно или нет усыпляли животных в ЦБЖ Ростова, может дать экспертиза останков. Часть трупов собак из рефрижератора направлены на исследование, которое установит причину смерти. Тем не менее, у прокуратуры уже есть претензии к работе центра и его подрядчиков. И эвтаназия входит в круг проблем.
«В ходе проверки выявлены многочисленные нарушения правил содержания безнадзорных животных, - рассказал корреспонденту 1rnd.ru помощник прокурора Железнодорожного района Ростова Кирилл Бондарчук. - Начиная с составления актов эвтаназии на животных, у которых причиной умерщвления указывалась регуляция численности популяции, что не предусмотрено правительством Ростовской области, и заканчивая нормами содержания животных».
Проверка еще не завершена: массу вопросов вызвали отчеты по муниципальным контрактам. Объем выполненных работ в ряде случаев сторонами не подтвержден, и с этим предстоит разобраться. Но уже подготовлена общая справка, которую направят следователям для проведения доследственной проверки. По ее результатам в отношении руководства ЦБЖ могут возбудить уголовное дело за жестокое обращение с животными.