Участник освобождения Ростова: «Девиз был один — живыми не сдаваться»
Сегодня Ростов-на-Дону отмечает 75-летие освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. У вечного огня, в парке Фрунзе состоялась торжественная церемония возложения венков в память о погибших воинах и их подвиге. Каким был этот день 75 лет назад мало кто представляет из нынешнего поколения. Но фронтовик Павел Кравченко помнит ночь с 13 на 14 февраля 1943 года отчетливо.
Участник героического освобождения донской столицы от немецко-фашистских захватчиков вспомнил, как холодный февраль 1943 года стал одним из самых жарких в жизни сотен тысяч людей.
«Мне выпало счастье быть первым в составе штурмового батальона под командованием Мадояна. Было задание форсировать, а точнее, по-пластунски преодолевать Дон. В районе железнодорожного вокзала мы вели бой за взятие самого вокзала, - очень точно воспроизводил в своей памяти ветеран Павел Кравченко. -
Главное, что мы должны были сделать, — перекрыть железнодорожное движение и поступление техники или личного состава фашистских войск в Ростов-на-Дону».
Фронтовик признался, что силы были неравными. Немцы штурмовали постоянно, но командующий батальоном Гукас Мадоян приказал беречь патроны.
Железнодорожный узел был занят в ночь на 8 февраля 1943 года, а утром Гукас Мадоян возглавил сводный отряд бригады, с которым с 8-го по 14 февраля 1943 года они обороняли ростовский вокзал.
«Мы выполнили задачу, взяли железнодорожный вокзал, но фашистские головорезы теснили нас и окружили полностью, - рассказывал фронтовик. - Наши штурмовики вынуждены были взять удар на себя. И мы в течение шести суток в полном окружении и изоляции от наших основных сил вели защиту и обороняли вокзал.
Когда ты в безвыходном положении в течение шести суток, то не думаешь ни о чем, кроме того, как нанести удар по врагу и выстоять в этой ловушке».
За шесть дней героической обороны отряд Мадояна отразил десятки атак, превосходящих сил противника, но не сдался. Бойцы удержали вокзал и дождались подкрепления. За это время им удалось уничтожить до 300 солдат и офицеров вермахта. Трудно сказать, как бы перевернулись страницы нашей истории, не будь этой героической защиты.
«Уже в ночь на 14 февраля наши пришли на помощь, - гордился фронтовик. - Окружение было снято и мы дальше продолжали бой, очищая от противников нашу землю. Я твердо уверен, что люди проявили тогда массовый героизм. У нас был девиз - живыми не сдаваться, лежать и обороняться насмерть, независимо, в каком состоянии ты находишься».
Сегодня, празднуя 75 годовщину освобождения Ростова, ветеран признался в том, о чем мало кому говорил.
«Если честно, то я до последней минуты держал у себя в запасе гранату. Я думал, что если будут брать, то погибну за Отечество вместе с фашистами. Я счастлив сегодня, что могу встретить 75-ю годовщину нашей Победы в мирном и любимом городе», - тихо сказал герой.
Судьба решила по-другому. Павел Кравченко получил тяжелые ранения, но остался жив. Он остался жив, чтобы сегодня в юбилейную годовщину рассказать потомкам о той страшной войне и о героизме сотен тысяч людей.