«Фамилия следователя Чижик легко запоминается» — Екатерина Чижик
В рядах донских следователей она появилась ровно два года. Сначала работала в одном из районов Ростовской области. Сегодня Екатерина Чижик — следователь в Советском следственном отделе Ростова СУ СК России по Ростовской области.
В преддверии Международного женского дня мы нашли очаровательного следователя с весенней улыбкой и узнали, как обладательнице фамилии маленькой птички служится в окружении суровых мужчин.
- Екатерина, как занесло Вас в профессию следователя?
- Окончила юрфак. У нас в семье нет юристов, следователей. Я, так сказать, «первооткрыватель». Как попала в следствие? Ходила, училась у опытных следователей в качестве общественного помощника. Попала на практику в Аксай. Тот наставник, при котором я проходила практику, сегодня здесь, в Советском отделе, заместитель руководителя. Он многому меня научил.
- То есть, у вас практикуется школа наставничества?
- Да. Это положительный опыт. Я не знаю, как бы я начала работать следователем, если бы не была общественным помощником. Наставник учит, как проводить следственные действия, ученик смотрит, как наставник общается с подозреваемыми, адвокатами. К каждому свой подход. Это очень важно для начинающих следователей.
- Первое своё дело помните?
- Я только пришла в межрайонный следственный отдел. По сути ещё и крови-то не видела... И вот мне дали расследовать уже возбужденное дело по части 4 статьи 111 УК РФ «Умышленное причинение тяжких телесных повреждений, повлекшее смерть человека». Подозреваемый уже был под стражей. Я никогда не общалась с людьми, которые убили других людей.
А тут предстояло не только общаться, но и проводить самостоятельно осмотр места происшествия, трупа, собирать доказательства, назначать экспертизы…
- А что произошло-то?
- Мужчина стеклянной кружкой до смерти забил подругу своей матери. Бил по голове. Это была пьяная ссора асоциальных личностей. И я помню, как пришла к нему в ИВС и этот мужчина, наверное, увидев мою неуверенность, вдруг заявил: «Или вы сейчас меня из ИВС отправляете в СИЗО — или я вскрываю себе вены!». И я сижу, смотрю на него и не знаю, как выйти из этой ситуации. Ну ничего, мне удалось наладить с ним диалог... В итоге его осудили на 9 лет.
- А сейчас есть какое-нибудь сложное, уникальное дело?
- Для нас каждое дело уникальное. А по сложности скажу, что одно дело можно расследовать за несколько дней, а другое, похожее, можно расследовать гораздо дольше.
Сейчас у меня в производстве несколько налоговых преступлений.
- Вы здесь одна работаете? Есть ещё женщины в этом отделе?
- Следователь одна, да. Ещё есть секретарь.
- Мужчины из числа коллег помогают?
- Очень помогают.
- А Ваша, простите, забавная фамилия не мешает быть следователем? Коллеги не подшучивают?
- Скажу больше: моя фамилия в работе следователя очень помогает! Она легко запоминается.
Звоню на днях в трудовую инспекцию, они говорят: «А мы Вас помним — полгода назад мы готовили Вам документы». В школе я немного стеснялась своей фамилии. А теперь решила: выйду замуж — фамилию менять не буду. Коллеги иногда шутят, но безобидно.
- Как-то используете следственные навыки в быту, семье?
- К сожалению, уже да. И родители периодически меня одёргивают: «Эй, ты дома!». Иногда начинаю что-то у родителей расспрашивать и постепенно это превращается в требовательный допрос. Ещё я стала более наблюдательной. Так, неосознанно, отмечаю что-то в людях, зашедших, к примеру, вместе со мной в магазин.
- То есть, можете «на глаз» определить криминальную личность?
- Уже могу.
- Многое из полученных знаний используете?
- У меня был материал по детскому саду, когда я изучила все нормы СанПин, ФЗ «О дошкольном образовании», «Об образовании». Уверена: когда буду отдавать своего ребёнка в детсад, узнаю про учреждение всё. Также следственный опыт пригодился и при покупке продуктов питания.
- Какого бы Вы хотели видеть спутника жизни?
- Это должен быть человек, который меня понимает. Точно могу сказать, я не хотела бы чтобы это был коллега по работе.
- Как оцениваете сериал «Тайны следствия», кстати?
- Я любила смотреть этот сериал. Можно сказать, я пришла на эту работу из-за него...
Ведь главная героиня — женщина-следователь. Она умна, красива и пользуется всеобщим уважением. Сейчас, конечно, я уже понимаю, что будни следователя не такие романтичные.
- Расскажите о своем коллективе
- У нас очень дружная команда. Все друг другу готовы помочь. Когда какое-то происшествие случается, мы работаем все вместе, а не только дежурный следователь. Очень благодарна моему нынешнему руководителю — это Владимир Валентинович Любашиц. Именно благодаря ему у нас такая атмосфера в коллективе.
- Говорят, что следователи недолюбливают адвокатов, это верно?
- Нет. Дело вовсе не в любви. Когда приходит адвокат и начинает задавать дельные вопросы, подает грамотные ходатайства, я испытываю к нему уважение как к профессионалу. А есть такие, которые озвучивают лишь придирки, и, на мой взгляд, показывают перед подзащитным видимость работы.
Грамотных адвокатов очень уважаю. Кстати, у меня редко бывает недопонимание с адвокатами.
- Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать следователь?
- Я ещё, конечно, очень молодой следователь. Но считаю, что следователь должен быть эрудирован, разносторонен и разбираться во многих сферах жизнедеятельности людей. Понимаю, что всё знать нельзя, но разбираться нужно.
- Есть ли праздничное пожелание коллегам в канун Международного женского дня?
- Мне бы хотелось пожелать всем женщинам, в том числе и моим коллегам, счастья, улыбок и профессиональных удач. Тем девушкам, кто только мечтает стать следователями, советую идти и не бояться. Главное - хотеть этого. Для меня моя работа стала и хобби, и главным интересом в жизни.