«Советский человек, который перерождается в просто человека». Хабенский о фильме «Собибор»
Российская премьера фильма «Собибор» о восстании в лагере смерти прошла в Ростове-на-Дону. В городе, где прошла почти вся жизнь организатора восстания, Александра Печерского. Картина стала первой режиссерской работой Константина Хабенского. Он же сыграл главную роль.
В основе фильма — воспоминания, которые лично написал Александр Печерский. Продюсеры фильма говорят об удивительной степени исторической достоверности: зловещий лагерь смерти буквально построили заново для декораций, все съемки «живые». Но сам Хабенский на пресс-конференции перед премьерой подчеркнул, что фактическая достоверность в этом случае — не главное.
1rnd.ru собрал самые интересные моменты из общения Константина Хабенского с журналистами.
О решении стать режиссером (Хабенский переадресовал вопрос продюсеру фильма Эльмире Айнуловой). Когда мы общались с Константином по поводу роли Печерского, было очень интересное вИдение: давайте не просто расскажем историю восстания, а историю человеческих судеб, историю людей.
И Константин настолько подробно и глубоко погрузился в материал, такой был интересный взгляд на сценарий, сюжетные линии, что мы не смогли устоять и предложили Константину попробовать себя в роли режиссера.
Константин отказался один раз, потом второй раз, с третьего раза у нас получилось уговорить. И мне кажется, что зритель должен быть благодарен после просмотра, что мы открыли нового режиссера.
О дальнейшей режиссерской работе. Давайте выпустим эту историю в свет, я поработаю немножко по профессии актера, а уже потом будем смотреть, надо идти этой дорогой или не надо. Мне так кажется правильнее.
О роли в фильме «Собибор». Персонаж Александра Печерского - это все-таки был собирательный образ. Мне хотелось представить на зрительский суд советского человека, который в процессе фильма перерождается в просто человека. Это очень важно.
Человек советский — это человек, которого больше волнует общественное, коллективное, пятилеточное. А просто человек - это человек, которого больше волнуют он сам и те люди, которые находятся рядом с ним. Близкие.
Мне кажется, вот этот вот перелом в фильме произошел - от большой какой-то общественной нагрузки к тому, что он в результате озвучивает свои чувства по отношению к девочке, которая находится рядом с ним в этом лагере смерти.
Почему в Печерском — скромном армейском писаре — проснулись лидерские качества. Често — я сам не знаю ответ. Я знаю только ответ эмоциональный, что же могло произойти с людьми, которые сделали такой фантастический импровизационный бросок в бессмертие. И я попытался этот ответ выразить в фильме.
Рассказывать, как готовился план, чертежи, схемы, это неправильно. Это малая часть асйберга, который мы видим. Все остальное — что их заставило — это все эти чувства, эмоции, ужас, страх, бессилие, любовь. Вот вместе этот комок чувств и дал толчок этому восстанию. У меня ощущение такое, которым я и поделился.
С кем было тяжело и легко на съемках. У нас в фильме есть лошадь, она появляется несколько раз в кадре, но и с ней было легко.
Об атмосфере на съемочной площадке. Я старался, чтобы в декорациях лагеря постоянно звучала немецкая музыка того времени, чтобы люди, которые приходили на съемочную площадку, чуть-чуть начинали погружаться в то время. Это важно было.
О музыке в фильме. Музыка была сочинена к этому фильму специально. Кузьма Бодров, прекрасный молодой человек, композитор, ученик Башмета. Он написал прозрачно-пронзительную, наивную, местами детскую, но это важно и нужно было, музыку к этому фильму, которая очень тонко вплелась в нашу историю.
Нам показалось этого мало, мы решили, что музыка где-то прячется, где-то не полностью воспроизводится в фильме, и мы выпустили в связи с этим пластинку. Именно этой музыки.
О декорациях, компьютерной графике и исторической достоверности. Все - натура. Мы напрямую зависели от погоды, природы.
Лагерь был построен максимально в соответствии с тем, каким он был по чертежам. Разница в одном.
Можно максимально точно выстроить декорацию, но если в нее не вдохнуть эмоцию, состояние, правильную тональность, это так и останется декорацией. Декорацию надо нагреть актерским существованием.
Поэтому доминирующая составляющая этого фильма — не историческая точность, а эмоционально-чувственная.
Что касается достоверности и эмоциональной составляющей, я считаю, что фильмы на подобную тему не могут сниматься с холодными носом и не могут доноситься до зрителя с холодным, наставническим, мэтрским подходом.
Я считаю, что подобные истории должны рвать зрителей на куски. Иначе этого не нужно делать просто. Не надо делать лекции о людях, которые прошли через страдания. Нужно хотя бы чуть-чуть своей души тоже вложить.
О сравнении «Собибора» со «Списком Шиндлера». А мы малые веса не берем! Неинтересно.