«Здесь нет рассказов о войне»: Андрей Кудряков о своей книге «Окопная правда донских степей»
Книгу «Окопная правда донских степей. Записки поисковика» презентовали в Ростове-на-Дону. Издание вышло в преддверии 75-летия освобождения Ростовской области от фашистов.
В книгу вошли рассказы лидера поискового объединения «Миус Фронт» Андрея Кудрякова, множество фото и уникальных архивных документов. Часть тиража в 1000 экземпляров разошлась по донским библиотекам, а представитель Южного научного центра РАН рекомендовал издание для изучения в школах и вузах.
У ряда героев книги нет имен - останки нашли в безымянных захоронениях на местах кровопролитных сражений. Реконструировать последние бои и подвиги погибших поисковикам помогали архивные документы и старожилы. Как ушедшие в неизвестность герои обретают голос, рассказал Андрей Кудряков.
Я сегодня в полевой форме. Отсюда отправимся в новое место, где возможно есть захоронения наших солдат.
Вообще Ростов - это особый город. Мы с вами находимся в публичной библиотеке, а буквально рядом - захоронение солдат и мирных жителей. Незаметный памятничек, рядом играют дети. Выйдете - посмотрите обязательно. И в Ростове такое на каждом шагу. И это все можно и нужно увидеть, почувствовать.
В этой книге — мои чувства к нашей земле, городу, те образы, которые я смог увидеть как поисковик, как исследователь.
Я не планировал никогда стать поисковиком. Думаю, что-то свыше нас выбирает на этот путь, потому что люди очень разные. И ребята, которые рядом со мной, из совершенно разных сфер. Есть сотрудники банков, охранники, водители, маршруток.
Но когда долго общаешься, сидишь вместе или у костра, или работаешь под проливным дождем, понимаешь, что у каждого своя история: или без вести пропавший на войне дедушка, или глубокое впечатление от общения с ветеранами, или какая-то эмоция, связанная с армейским опытом. Много ребят, которые очень лично восприняли постулат «Своих на поле боя не бросаем».
Эта книга писалась больше десяти лет. Никогда не планировал, что стану писателем. И не считаю себя писателем, наверное. Просто я описываю то, что вижу, то, что чувствую.
Носить что-то такое яркое тяжело в себе. Когда вы как журналист услышали какую-то интересную историю, тяжело же ее (не рассказать). Коллекционировать их, что ли? Коллекционеров не очень понимаю.
Свой первый поисковый рассказ я очень хорошо помню. Это история о снайпере Меркулове. Я ее написал, находясь на месте его подвига и гибели. Василий Меркулов, герой Сталинградского сражения, погиб на Миус-фронте, прикрывая атаку своих товарищей.
Он уничтожил немецкий пулеметный расчет и ему нужно было сменить позицию. Но он принял решение остаться — за время молчания новый расчет уничтожил бы десятки людей. Этим жертвенным решением он спас своих товарищей. С этого факта начались поисковые рассказы.
Самая тяжелая для меня лично история — с нее и начинается книга. Мы на Миус-фронте нашли девочку, радистку, которая погибла вместе со всей разведгруппой на безымянной высоте под селом Куйбышево.
И когда мы ее по косточкам поднимали, я настолько близко воспринял ее гибель и всю абсурдность... Как эта девочка оказалась на войне, ее место совсем другое!
Последнее, что мы нашли — это маленькая расчесочка. Ажурная, перламутровая. Наверное, кто-то из близких ее подарил. И, следуя солдатской привычке, может, где-то в минуты затишья между боями, она написала на ней «Настя». Больше нам ничего о ней не известно.
Рассказ о ней называется «Возвращение». И я всегда говорю, что мы возвращаем с той войны солдат. И возвращение Насти домой мне действительно тяжело было представить и описать.
Мне дороги рассказы, где описываются люди, которые не имеют к войне никакого отношения.
«Ангел с медицинской сумкой». Людмила Родионова — ведущая драматическая актриса Мариупольского театра. Когда красная армия оставляла Мариуполь, она взяла медицинскую сумку и пошла спасать наших раненых солдат.
Это самый известный, пожалуй, медработник времен ВОВ. Награждена всеми международными наградами.
В 41-м году на Миусе ее срезал очередью немецкий танк, потому что она, спасая раненых, расстреляла из своего личного оружия экипаж другого немецкого танка. Под Сталинградом ее расстреливали немцы, но она выжила, прошла всю войну. Сейчас, к сожалению, о ней никто не знает.
«Девочки -зенитчицы» - рассказ, который мне бесконечно дорог. Это наша ростовская легенда. Когда девчонки с маленькими зенитными орудиями стали против танков элитной дивизии СС. Не сдались, не отступили. Я лично участвовал в подъеме останков из воронки, куда местное население ночью аккуратно сложило этих погибших девчонок, которым не было и 17 лет.
Рассказ «Студент» - о ребятах, которые буквально в гражданской одежде взяли в руки оружие и отстояли наш город. Только каждый десятый из их роты народного ополчения вернулся домой. Многие до сих пор лежат здесь, под Ростовом.
И, конечно, мне дорог рассказ о моем деде, Кудрякове Василии Ивановиче. Который тоже не думал брать в руки оружие. Но так получилось, что когда враг подошел к Москве, он возглавил московский морской полуэкипаж. Он практически в полном составе остался под Москвой — это были моряки, которые не были обучены действиям в полевых условиях. Потом после битвы за Москву он перевелся сюда, к нашему земляку и своему другу Цезарю Куникову, вместе с ним сражался и под Ростовом, и на Малой Земле.
Здесь нет по сути рассказов о войне. Здесь все рассказы о человеке на войне. Об обычном человеке, который никогда не думал, что будет совершать подвиги. И о сохранении человечности.
Вот в рассказе «Дед» есть история, как ловят подростка, который передавал данные немцам, и что после этого происходит, как они становятся перед выбором и остаются людьми. Это очень важно на войне — все-таки не потерять человеческий облик.
Книга в основном адресована детям. Для меня очень важно, чтобы именно дети поняли и оценили. Поэтому в книге так много иллюстраций. Они делались во время поисковых операций, никогда не публиковались. Многие я копировал из зарубежных архивов, их тоже никто не видел. Но когда читаешь, этот визуальный ряд, надеюсь, будет понятным, объемным.
Огромное число людей все еще ждет с войны своих родственников. Вот завтра у нас будет перезахоронение солдат, найденных на полях сражений Миус-фронта. Имена четырех из 27 удалось установить. И в Ростовскую область приедут семьи, чтобы проводить их в последний путь.
Меня часто спрашивают, откуда такие живые герои. Вот, например, рассказ о милиционере из Ростова, и нам вместе с милиционером удается услышать пение его любимой канарейки. Как вы это берете?
История состоит из деталей, и их можно увидеть. Общение с ветеранами, с семьями участников войны, работа с какими-то незначительными фактами в архивах или на полях сражений дают вот это комплексное представление о том, как эти истории происходили.
Как мне кажется, я вижу эти события. Иногда встаешь ночью и записываешь. И таких историй еще бесконечное множество. Работа конечно будет продолжаться. Это, ка к мне кажется, та правда о войне, которая только сейчас становится нам доступна.