Эту боль никакой амплитудой не измеришь – ростовские студотрядовцы о землетрясении в Армении
Делегация ростовских студотрядовцев 80-х годов прошлого столетия 7 декабря этого года посетила самый разрушенный город в Армении, когда ровно 30 лет назад буквально за 30 секунд Ленинакан сложился как карточный домик.
Раннее утро 7 декабря 2018-го. Аэропорт Платов. Вылет чартерного рейса Ростов-на-Дону – Гюмри задерживают на 30 минут.
«Цифра «30» сегодня будет нас сопровождать весь день», - говорит кто-то в зале международных вылетов. Этот кто-то – один из тех, кто 30 лет назад в этот день отправился в Ленинакан, Спитак – сегодня армянский город Гюмри.
«Риижтовцы», так называют себя эти взрослые люди, 30 лет назад в составе студенческого отряда отправились в Армению. Они не думали об опасности – ведь в опасности тогда оказался народ Армении.
Уже в самолет командир экипажа сообщает: «По метеоусловиям наш борт не сможет приземлиться в Гюмри. Летим в Ереван».
В самолете зашумели: «Ребята, как 30 лет назад – тогда тоже по погоде наш борт не смог приземлиться в Ленинакане, сели в Ереване, а потом на автобусах добирались».
Так случилось и в этот раз. Возглавляющий ростовскую делегацию Али Узденов уже на площади в Гюмри скажет: «Сегодня, когда проезжали мимо кладбища, многие наши ребята не смогли сдержать слез.
Кладбище стало в разы больше. Все, кто ехал, погрузились в свои воспоминания, нас всех накрыло болью, которую никакой амплитудой не измеришь. Мы ехали и узнавали дома, которые разрушили, и не узнавали здания, которые заново отстроили.
Мы знаем одно: связь между Россией и Арменией не прерывается и не прервется никогда».
Это сегодня Али Узденов – успешный бизнесмен, а тогда, 30 лет назад, студента РИИЖТа (нынешний РГУПС) называли по имени Алик.
К прибывшим 62-м студотрядовцам-1988 присоединились 15, которые сегодня проживают в Армении, но 30 лет назад учились в ростовском вузе. Трауный венок, импровизированный митинг-воспоминание.
К ростовчанам подтягиваются местные. Среди них пожилой армянин. Гагик Толмасян 30 лет назад работал на заводе по изготовлению холодильников. 7 декабря 1988 года лишило его работы, друзей, соседей. 7 декабря 1988, время 11.41. Дядя Гагик не скрывает слез. Русские слова вперемешку с армянскими.
«Ох, какие золотые времена были. Я работал токарем на заводе. Рабочие там требовались всегда, это сегодня разруха и безработица. Помню тот день, конечно. Услышал какой-то грохот. Так все затрясло. Выскочил на улицу, а соседнего дома уже нет. Я побежал туда. У меня сосед, Грач – имя его, там жил. Я очень хотел его вытащить из-под завала. Нашел-таки его, но Грачик был уже мертв.
Много друзей я тогда потерял», - держится, пока говорит, а потом отходит в сторону и плачет дядя Гагик.
Пожилая армянка по имени Меланья в далеком 1988 году работала в школе.
«Успели почти все спастись – погибла учительница и ученица школы. Школа рухнула вся. Это удивительно, как мы смогли спастись.
Город весь в руинах был. К нам тогда со всего Союза приехали люди добрые помогать. Спасибо им всем», - благодарит Меланья Мелконовна.
Делегация ростовчан тем временем прибывает на железнодорожный вокзал, который во время землетрясения не пострадал. Здесь студотрядовцы установили мемориальную доску.
Вокзал, говорят они, уцелел, а вы через площадь перейдите. Перешли. Эти руины – бывший Дом культуры, а рядом – все, что осталось от детских аттракционов.
За 30 лет никто здание не отстроил.
Еще пара зданий – на территории местного рынка.
Жизнь здесь разделилась на «до» и «после». Время остановилось только на городском кладбище. Здесь с отметкой «1988 год» похоронены целые семьи, много детей. Есть и братские могилы.
По официальным данным, число жертв превысило 25 тысяч человек, 520 тысяч человек остались без крыши над головой. От стихии пострадали 21 город и 324 села.
«Мы спасли тогда из-под завалов 12 человек, достали 140 погибших, восстановили столовую, которая была жизненно необходима, баню. И посмотрите на этих людей, наших студотрядовцев. Все наши с прямым взглядом идут по жизни. Ленинакан объединил наши судьбы навсегда», - без пафоса, негромкими словами Али Узденов поведал о том, что сделали студенты-риижтовцы 30 лет назад.