17:11, 11 февраля 2019 г.

"Главное - не пол, а есть ли у тебя настрой помогать людям": история одной из первых женщин-полковников донской милиции

Фото:

Женщина впервые в истории донской милиции стала полковником в самом конце ХХ века. В 1999 году первый замминистра МВД Владимир Колесников порекомендовал присвоить это звание Татьяне Мацневой и Валентине Никитиной. В канун дня рождения донской милиции 1rnd.ru побеседовал с Валентиной Никитиной, которая тоже в феврале отметила важный личный праздник - ей исполнилось 70 лет.

"Когда я начинала работать, моей заветной мечтой было уйти на пенсию майором, - признается Валентина Петровна. - Был слух, что в этом звании всех женщин в милиции "провожают" со службы".

В милицию Валентина Никитина пришла в 1968 году. Сотрудницу суда на работу в "органы" позвала подружка - условия лучше, зарплата побольше. Валентина, которой тогда было 19, получила путевку от комсомола на новое место работы и первое назначение - рядовым в отдел кадров. Работу приходилось совмещать с учебой, а затем и с воспитанием дочери, родившейся в 1969-м.

"В шесть утра вставала. Трамвайчики ходили тогда по проспекту Стачки, садилась, ехала на рынок, возвращалась домой, готовила кушать и шла на работу, - рассказывает наша собеседница. - Никаких поблажек не было. Работала всегда наравне с мужчинами".  

В 1975 году Валентина закончила юрфак РГУ и получила предложение немного сменить сферу деятельности. Замначальника по оперативной работе, знаменитый Андрей Димитров, предложил перейти в уголовный розыск. В подразделение,  которое занимается розыском скрывшихся преступников, без вести пропавших, а также опознанием тел.

Здание донского главка полиции

"Страшно было, конечно. Но у меня были очень хорошие учителя. Андрей Димитров, затем мой начальник, Иван Титаренко, и коллеги. Научили, как правильно работать, с людьми общаться. Спрашивали, конечно, очень строго", - вспоминает Валентина Петровна.

И тут же добавляет: слава Богу, что попались такие учителя. Заложенная основа помогла и результатов добиваться, и по службе расти.

"Мне везло, не было такого, что лейтенанта присвоили, а старлея только через 10 лет. Но ведь и показатели были", - констатирует наша собеседница.

Она работала в обойме милиционеров, которую принято считать легендарной. Не в последнюю очередь благодаря поимке Андрея Чикатило. Валентина Никитина помогла опознать восемь жертв маньяка.

"Меня включили в состав объединенной бригады, в которую входили наши коллеги из Москвы. Трупы, которые нам "подбрасывал" Чикатило, были в основном скелетированные. Работали по методу Герасимова - мы передавали материалы в Москву, где эксперты восстанавливали черты лица по черепу. И очень многие по этим фотороботам опознавались".

Личные вещи Андрея Чикатило, музей донского ГУ МВД

Еще одна сложнейшая миссия, в которой принимала участие Валентина Никитина - помощь армянским коллегам после землетрясения в Спитаке.

"Я тогда исполняла обязанности начальника разыскного отделения. У оперуполномоченного, который был должен ехать в Армению, тяжело заболела дочка, и я вызвалась вместо него. В Спитак поехал наш криминалист, а меня направили в Ереван, я занималась опознанием погибших по моргам. Привозили людей, я их дактилоскопировала, затем составлялись карточки для опознания, - рассказывает Валентина Петровна. - Конечно, для милиции в Армении это было шоком, такая катастрофа. Люди не выдерживали: отправляют с коллегой в морг, а он за углом спрячется, там стоит"...

На фото - Спитак, 30 лет после землетрясенияНа фото - Спитак, 30 лет после землетрясенияНа фото - Спитак, 30 лет после землетрясенияНа фото - Спитак, 30 лет после землетрясения

В 90-е годы милиция Ростовской области столкнулась с новыми вызовами. Главным из них для розыска стало появление множества новых границ - правоохранители РФ больше не могли просто искать "своих" преступников на территории бывших союзных республик. Было нужно налаживать международные связи. Этим вплотную занималась Валентина Никитина. Её знали далеко за пределами Ростовской области.

"Я занималась взаимодействием со странами СНГ, налажена была связь по всем каналам не только со всей Россией, но и с СНГ. Очень много скрывшихся они нам выдавали, сколько убийц. Здесь совершат преступление, там думают скрыться, но их тоже находят", - вспоминает она.

Первое звание, о котором даже не приходилось мечтать, подполковника, наша собеседница получила в 1990-м. А в 1999-м она стала одной из двух сотрудниц донской милиции, впервые получивших звание полковника.

"Было всероссийское совещание начальников УР в Азове, и по его итогам Владимир Колесников сказал в порядке поощрения присвоить очередные звания Татьяне Мацневой и Валентине Никитиной. Я вообще никак не ожидала, потому что полковника женщинам у нас еще никогда не давали. Но Владимир Ильич сказал: "Девочкам дать". И никаких вопросов, - смеется она. - Что было, когда дали? Мужики зауважали, конечно. Хотя уважали и до того".

Валентина Петровна перебирает награды, полученные за 35 лет службы в донской милиции. Награды не только по "своей" линии. Есть, например, грамота от полпреда Виктора Казанцева, и благодарность от военных - за розыск дезертиров. Но самой важной для себя она считает простую благодарность от обычной женщины, которой как-то помогла найти могилу сына.

"Нашли неопознанный труп, он был в очень плохом состоянии, и по внешним приметам сходилось, что это 18-летний сын заявительницы. Но она настаивала: не он. Мы приняли заявление и начали работать. Проверили документы в морге. Выяснили, что это тело захоронили как неопознанное. Вскрыли могилу, осмотрели останки - а там у захороненного вставные зубы из желтого металла, не должно было такого у 18-летнего мальчика быть. Посмотрели снова документы. В тот день захоранивали четырех человек. Вскрыли соседнее захоронение, сопоставили фотографии, взятые у матери, с черепом. Все сошлось - тела перепутали. Женщина нашла могилу своего сына, была очень благодарна", - вспоминает собеседница 1rnd.ru.

Человеческое отношение к заявителям Валентина Петровна вообще называет главным в своей работе.

"Главное не пол, а есть ли у тебя настрой помогать людям. При розыске без вести пропавших я чисто по убеждению работала, что нужно человеку помочь, - говорит она. - Сам же розыск стар как мир. Главное соблюдать последовательность. Начинаешь с осмотра места происшествия, жилища, устанавливаешь ход событий. И смотришь, по какой цепочке тебя факты приводят. Если правильно организуешь поисковые мероприятия, все цепляется одно за другое".

Пенсионерка МВД Валентина Никитина и сегодня готова помочь коллегам - в 2013 году её привлекали для работы в донском главке полиции в качестве консультанта. И всегда охотно принимает участие во встречах и всех начинаниях ветеранской организации. Вот только сотрудников той легендарной команды остается всё меньше.

"У нас крепкое ядро было, никто никого не подводил, стояли плечом к плечу, - с восхищением вспоминает она. - Очень сплоченный коллектив, нам другие отделы завидовали. Где-то бывали разборки, конфликты. А от нас даже никто не уходил - только на повышение".

#День донской милиции #ветераны донской милиции #женщина-полковник милиции #Валентина Никитина
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. "Политика конфиденциальности"