В Таганроге показали «Чайку» в постановке Зураба Нанобашвили
Долгожданная премьера состоялась в таганрогском театре имени А.П. Чехова. Пьесу Бориса Акунина «Чайка» поставил Заслуженный артист РФ Зураб Нанобашвили.
Образцовое произведение постмодернизма требовало соответствующего воплощения на сцене - с этой задачей виртуозно справились режиссер и сценограф Зураб Нанобашвили, художник по костюмам Светлана Рарий и Дина Бортник, создавшая музыкальное оформление спектакля.
То, что со зрителем затеяна эмоционально-интеллектуальная игра, понятно сразу, еще до того, как поднят занавес - со сцены на нас смотрят чучела животных, те самые чеховские «все жизни», в которых жизни больше нет. Как нет больше на свете незыблемых авторитетов: почему бы убийцей не оказаться матери (Татьяна Шабалдас), московскому писателю (Олег Радченко) или любящему дяде в кресле-каталке (Сергей Баринов).
И сами персонажи - лишь играющие роли нелюбимого сына (Игорь Перунов), Нины (Сабина Мусалимова), управляющего имением и его жены (Валерий Башлыков и Ольга Билинская), ничтожного сельского учителя (Роман Пылаев) и его жены (Мария Воскресенская) - подчеркивают, что это всего лишь роли, и в хаосе жизни они очень быстро меняются.
Сценография и одна и та же повторяющаяся мизансцена отсылают зрителя к одной популярной интеллектуальной игре. Гаснет свет, город засыпает, просыпается мафия.
Неизвестно, кому в этот раз достанется роль убийцы, но хирургическая лампа ярким красным светом освещает руки всей этой великолепной восьмёрки за операционным столом. Люди в чёрно-белых костюмах обсуждают пошлость красной крови на зелёном персидском ковре. Белые ходят первыми.
Режиссёру потрясающе удался этот тонкий игровой сиквел. И пока врач Дорн (Заслуженный артист РФ Сергей Герт) разгадывал свой метатекст, зритель бился над своим: почему таким молниеносным было первое действие? Где закончился Чехов и начался Акунин-Чхартишвили?
К чему все эти чучела? Кто же убил Костю? Искусство постмодернизма не даёт ответов. Или того хуже - на каждый вопрос выдаёт их десяток, сам выбирай, что считать истиной. Да и есть ли она?
Безусловно, спектакль «Чайка» из разряда must see, если вы хотите увидеть, как чудесным образом возникает настоящий спаянный ансамбль чеховцев. В любом случае, скучно вам не будет, а будет невероятно интересно и интригующе, это и есть главная цель эвристического театра.
Галина Анощенко, фото предоставлено Игорем Кочановым