Жильцы дома в центре Ростова прогнали желающих построить во дворе трёхэтажный паркинг
Солнечным утром 9 апреля во двор 17-этажки по Грибоедовскому, 4 въехала бурильная установка. Единственное, что смогли сделать в этот день специалисты, это развернуть сигнальную ленту. Вскоре рядом с машиной собрались жильцы дома и полиция.
- Ляжем под колеса, но бурить не дадим, - обрисовали свои требования горожане. - Вы хотите, чтобы наш дом завалился?
Участковый уезжает ни с чем, рабочие возвращаются в машину. Жильцы остаются на поляне. Они боятся, что бурить начнут, как только все разойдутся.
Теперь горожане сами вызывают полицию и обзванивают чиновников. А в ожидании рассказывают журналистам, что привело к сегодняшнему противостоянию.
О том, что их дом, оказывается, стоит на земле для административных строений, а дворовая территория многоэтажке не принадлежит, жильцы узнали в прошлом году. Рядом со зданием начали бурить что-то археологи.
«Я подошел и спросил, что происходит. Они рассказали, что проводят изыскания перед началом строительства», - рассказывает старший по дому Евгений Ерохин.
Через несколько дней «Наследие Дона» свернуло работы: из раскопов пошла вода. А жильцы начали выяснять, кто и почему собирается что-то строить на их придомовой территории.
В ЖЭУ-5, которое обслуживает дом, документов почему-то не оказалось. Их удалось найти по другим каналам, и увиденное горожан шокировало.
Изначально к дому относилась территория порядка 11 тысяч квадратных метров. Но в начале двухтысячных главный архитектор Ростова Владимир Гейер, игнорируя документы БТИ, «отделил» около семи тысяч квадратов, уменьшив участок на 62%. Часть земли затем сдали в аренду страховой компании ЭНИ.
- Сделать всё это было можно только на основании разрешения собственников — то есть, жителей дома. Но дом «добра» на отчуждение земли не давал, жильцы называют это и все последующие решения незаконными.
После того, как компания ЭНИ обанкротилась, участок не вернулся в состав придомовой территории, а перешел в муниципальную собственность. Ему присвоили другой кадастровый номер, и в итоге в 2017 году сдали в аренду ООО «Приор».
Компания планирует построить на участке многоуровневый паркинг. И когда началась подготовка к строительству, жильцы узнали, что их земля — уже не их.
«Нас постоянно в УК убеждали, что всё в порядке, этот участок наш. Если бы не бурение в прошлом году, мы бы ничего и не знали», - возмущается Ерохин.
При этом, заявляют жильцы, когда они сами выходили к чиновникам с просьбой разрешить поставить на участке гаражи, им отказали. Мол, строить здесь ничего нельзя, слишком близко находятся грунтовые воды и коллектор, дома просто затопит.
«А тут выясняется, что смотря кто просит. Когда жильцы, значит, нельзя, а когда коммерсанты за деньги, то уже даже и можно», - язвят ростовчане.
К поляне снова подъезжает автомобиль полиции, и все собравшиеся подходят пересказать эту историю правоохранителям. После них свою позицию озвучивает и юрист компании «Приор» Мария Вакуленко.
Она с мобильного показывает полицейским документы, которые разрешают строительство многоуровневого паркинга, и договор аренды на землю. С точки зрения закона прав сегодня именно «Приор». Формально жильцы находятся на его земле и препятствуют проведению работ, на которые компания имеет все основания.
Сегодняшние изыскания, заявляет юрист «Приора», ничем не навредят дому. Более того, они смогут дать ответ на вопрос, можно ли вообще здесь строить. Ведь если есть риск подтопления, даже планировать что-то вряд ли стоит.
«У нас есть разрешение на строительство, но мы всегда перестраховываемся», - рассказала она.
Сотрудники полиции порекомендовали жильцам дома подать заявление в райотдел. А компании остановить работы до выяснения.
«Здесь по документам вопрос — компания нам предоставила одну кадастровую карту, сейчас люди предоставили другую», - так описал ситуацию журналистам один из правоохранителей.
При этом стражи правопорядка заверили представителей СМИ, что никаких мер административного воздействия к жильцам дома за сегодняшнее массовое выступление против бурильщиков применено не будет. Их действия не планируют квалифицировать как несанкционированную массовую акцию.
«Это жители, они же здесь живут, у них нет плакатов. Они просто борются за свои права», - добавил собеседник журналистов.
Около 14.00 поляна возле 17-этажки начала пустеть. Полиция уехала, часть жильцов отправилась подавать заявление. Под аплодисменты горожан площадку покинула бурильная машина.
Люди поздравили друг друга с победой, при этом уже задумываясь о новых «боях». Жильцы дома настраиваются на то, что отстаивать свой двор им придется в суде. Хотя и верят, что власти им помогут и отменят незаконное решение своих предшественников.
Впрочем, сегодня чиновники у дома в переулке Грибоедовском, 4 так и не появились.