Каких ошибок следует избегать при разработке и сертификации ISO 9001?
Сертификация систем менеджмента качества (СМК) по стандарту ISO 9001 – общепринятая мировая практика. Но мнение об эффективности и вообще целесообразности применения СМК очень неоднозначны, многие разочаровываются в ней и считают полностью бесполезной. В абсолютном большинстве случаев это происходит из-за превратного понимания сути стандарта и задач, которые он решает, а также ошибок, допущенных в ходе его внедрения.
Неверный выбор руководителя проекта
Система менеджмента качества ISO 9001 построена на принципе системности и сотрудник, занимающийся ее разработкой должен иметь доступ и влияние на все бизнес-процессы в компании. В идеале, руководителем проекта должен быть человек, занимающий самую высокую должность.
Эффективное внедрение СМК – это во многом вопрос полномочий, и, соответственно, чем их больше у руководителя проекта – тем быстрее будут проходить нужные изменения. Кроме того, руководитель компании по определению является максимально заинтересованным в ее развитии.
Заниматься проектом может и любой другой сотрудник, но всесторонняя поддержка главы организации – главное условие для достижения позитивного результата. Человек, ведущий проект, должен иметь представление о стратегических приоритетах компании, он должен взаимодействовать с представителями всех отделов и иметь на них влияние.
Незаинтересованность руководства
Отношение руководства к внедрению стандарта ИСО как к простой формальности – самая распространенная и серьезная проблема, которая изначально ставит под угрозу успешную реализацию проекта. Если менеджмент не вовлечен в создание СМК и воспринимает это как самоцель, то создается оторванная от реальных бизнес-процессов нежизнеспособная система.
Незаинтересованность в том, чтобы действительно изменить и улучшить систему менеджмента, приводит к тому, что проект очень быстро начинает испытывать давление. В первую очередь сокращается финансирование, на работу выделяются только те минимальные ресурсы, которые позволяют обеспечить условия для получение сертификата.
Во-вторых, сокращаются сроки на разработку стандарта, его внедрение, обучение персонала и другие необходимые мероприятия. Создать эффективную модель управления в таких условиях невозможно и никаких позитивных изменений от нее не будет.
Поэтому крайне важно, чтобы менеджмент компании полностью осознавал происходящее и был мотивирован теми реальными изменениями, к которым приведет внедрение СМК. К данному процессу нужно относиться как к инвестиции в развитие бизнеса, которая в конечном счете окупится и начнет приносить прибыль.
Неверное понимание требований стандарта
Сложности в понимании положений стандарта ИСО 9001 – проблема, над решением которой постоянно продолжается работа. В каждой новой редакции документа специалисты пытаются лучше структурировать его требования, сделать их более четкими и ясными, но и в текущей версии ISO 9001 остается немало сложных для понимания моментов.
На практике даже небольшие неточности и пункты, допускающие неоднозначную трактовку, мешают построению по-настоящему эффективной системы менеджмента. Помочь в решении этой проблемы не всегда могут даже внешние аудиторы.
Разумеется, даже без понимания сути ISO 9001 на экспертном уровне, с ним можно работать. Какие-то вполне конкретные процедуры можно использовать, и они будут функционировать, но это не тот результат, на достижение которого направлено внедрение СМК.
Оптимальный вариант для большинства организаций – нанять стороннего консультанта, который имеет необходимый опыт. Чтобы оценить уровень его понимания, нужно убедиться, что в своих замечаниях он детально останавливается на соответствии конкретным положениям ISO 9001.
Неэффективные внутренние аудиторы
Проблема внутренних аудиторов – прямое следствие описанных выше ошибок. Введение системы рассматривается как формальность, руководство не проявляет к этому должного интереса, и, как следствие, аудиторы боятся поднимать серьезные вопросы, их роль сугубо формальна и малозначительна.
Эту задачу обычно поручают сотрудникам, которые имеют меньше обязанностей и не очень хорошо понимают происходящие в компании процессы. Такие аудиторы часто не способны обнаружить существенные ошибки, а что еще более важно – они плохо разбираются в сути стандарта и, поэтому не могут найти несоответствия.
Цель внедрения СМК заключается в том, чтобы выявить слабые, проблемные моменты в деятельности компании и устранить их. Грамотно разработанная система позволит улучшить управляемость, стабильность, эффективность бизнес-процессов и выведет их на качественно новый уровень. Но для этого к ее разработке нужно подходить осознанно и ответственно, как к реальной инвестиции в развитие бизнеса, а не формальному условию для получения сертификата.
Неправильный выбор внешнего аудитора и/или органа по сертификации
Завершив построение системы менеджмента, нужно привлечь внешнего аудитора, который сможет ее проверить. Аудит способен существенно улучшить систему, при условии, что его проводит действительно хороший специалист.
Аудит может сводиться к поиску ошибок, но если его проводит профессионал, он поможет не только обнаружить их, но и укажет на пути устранения. Он обратит ваше внимание на по-настоящему важные моменты и будет настаивать на действительно значимых улучшениях.
Ошибочным может быть и выбор органа сертификации. Цель сертификации не в том, чтобы просто получить документ, подтверждающий соответствие СМК стандарту. Задача заключается в выявлении и устранении несоответствий, и если аудитор не способствует этому – его необходимо заменить, запросив нового специалиста.
Чтобы не допустить ошибок и получить действительно работающую систему управления – обращайтесь за консультацией к специалистам центра ООО «Сертификация Плюс» по телефону: 8-800-700-66-17.