Общественники Ростова потребовали гарантий неприкосновенности стелы на Театральной площади
Стела на Театральной площади будет сохранена, даже если не получит статус объекта культурного наследия, уверяют власти. Однако общественники Ростова требуют гарантировать сохранность облика площади документально.
Дискуссия вокруг стелы на Театральной площади сегодня, 26 апреля, развернулась на круглом столе в представительстве «АиФ - Ростов». Это по сути первое серьезное и разностороннее обсуждение ситуации с того дня, как стало известно о возможном отказе властей от регистрации мемориала в качестве объекта культурного наследия. На одной площадке свое мнение высказали власти, представители профессионального сообщества архитекторов, общественники и политики.
Какой статус у стелы сейчас
Стела остается выявленным объектом культурного наследия, опровергла слухи о снятии статуса заместитель председателя комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области Ирина Коробова. И до принятия окончательного решения еще очень далеко.
«Мы углубленно рассматриваем акт с выводами экспертизы, советуемся с коллегами из других регионов, где есть похожие ситуации. Наша цель – понять, можем ли мы по закону оставить стелу как объект культурного наследия или должны исключить. Решение не будет принято, пока мы не изучим все важные моменты», - заверила она.
Охранное обязательство, добавила Коробова в беседе с корреспондентом 1rnd.ru, действует. Мемориал стоит на балансе управления культуры Ростова-на-Дону, которое следит за его состоянием и поддерживает в порядке.
Лишение статуса объекта культурного наследия: плюсы
Потеря статуса не изменит для Театральной площади ровным счетом ничего, констатировала Коробова. Дело в том, что мемориал уже находится в охранной зоне двух памятников — театра Горького и здания управления СКЖД.
«Хочу всех успокоить — эти два объекта не позволят ничего построить на Театральной площади. Если бы даже у стелы не было статуса, здесь все равно ничего нельзя строить», - подчеркнула она.
Охранная зона, уточнила Ирина Коробова, частично охватывает и улицу Закруткина. Это относительная гарантия того, что рядом со стелой, условно говоря, не появится небоскреб.
Главный же плюс — собственно, поэтому управление культуры Ростова и озадачилось снятием статуса — возможность благоустройства.
По сути сегодня закон запрещает любые виды благоустройства (если они не направлены на сохранение памятника), штрафовать нужно даже за покос травы. А ремонтные работы для ОКН требуют в полтора-два раза больше денег. Требуется особая документация, договор можно заключать только с компанией, у которой есть лицензия на работу с памятниками.
Интересно, что плюсы в отказе от статуса ОКН в случае стелы видят даже защитники памятников. По мнению главы регионального отделения ВООПИиК Александра Кожина, это позволит привести площадь, которая сегодня по сути используется лишь несколько раз в год, в порядок, и обновить сам мемориал. Ведь всё равно от его первоначального облика по сути остались лишь стела и бетонные плиты — большая часть элементов утрачена.
«Мы привыкли к стеле, но это не значит, что она имеет особую ценность», - считает Кожин.
Лишение статуса объекта культурного наследия: риски
«У нас город живет по принципу «если нельзя, но очень хочется, то можно»», - отметил депутат думы Ростова Анатолий Котляров. Если стела потеряет статус памятника, опасаются общественники, Ростов потеряет стелу.
До сноса стелы и застройки площади дело, быть может, и не дойдет (хотя собравшиеся этот вариант не исключают), то окончательное уничтожение панорамы может оказаться вполне реальным.
Член союза архитекторов Татьяна Батырова вспомнила о проекте застройки Театрального спуска, который в начале двухтысячных разрабатывался в Ростове.
«Если снимаем статус, то это даст возможность застройщикам подойти вплотную к площади по Закруткина, - сказала она. - Если хотите подстелить соломки, оставляйте статус памятника».
Чего требуют общественники
Главное требование, безусловно, это статус культурного наследия для мемориала на Театральной площади. Причем это должны быть не только заверения чиновников.
«Нужны гарантии. Не слова, а именно юридические гарантии, что статус не снимут», - говорит активист движения «Городской патруль» Елена Хатламаджиян.
Общественники заявили, что в Ростове уже есть люди, которые готовы оплатить проведение новой экспертизы — заказанная Управлением культуры Ростова не вызывает доверия.
«Если понадобится, общественность найдет деньги на экспертизу», - подчеркнула Хатламаджиян.
Вопрос с благоустройством также решаем, уверены общественники. На круглом столе прозвучало предложение просто собраться всем сторонам и проработать юридические аспекты — по крайней мере, понять, в каком направлении двигаться.
«Стела — это гениальное с инженерной точки зрения сооружение. Что гениального, сопоставимого по масштабу, в Ростове сделали за последние 40 лет? Если мы не способны сделать что-то похожее, давайте хотя бы хранить то, что нам досталось», - говорит председатель НКО «Союз общественников» Юрий Мезинов.
Спор о стеле как провал политики властей
«Люди опасаются того, что со съемом статуса последует какое-то нелепое благоустройство», - констатировал Александр Кожин.
И с этим соглашаются практически все участники круглого стола. Благоустройство в Ростове в последние годы стало синонимом уничтожения. А слова властей о заботливом отношении к городской среде очень сильно расходятся с делом.
Самый яркий пример - обещание властей восстановить фонтан на площади Ленина, которое чуть было не закончилось строительством высотки. Но перечислять можно до бесконечности. В одном ряду - высотки на набережной, уничтоженная Александровская роща, испорченные капремонтом фасады десятков исторических зданий в центре Ростова.
Много споров вызывают и объекты, которые чиновники считают успешными — та же закованная в плитку новая набережная на левом берегу Дона, «благоустроенный» сквер «Северный», Большая Садовая, наконец, парк Собино.
При такой ситуации недоверие к словам, что с Театральной площадью все будет хорошо, выглядит логичным. И пока, сетуют общественники, у властей не замечено желания что-то менять. Взаимосвязи между интересами жителей и решениями чиновников, резюмировала Елена Хатламаджиян, нет.