Мозаику с будущим Ростова открыли в подземном переходе на Московской
Уникальное мозаичное панно теперь могут увидеть ростовчане и гости города. После демонтажа ларьков в переходе на Буденновском/Московской открылась панорама Ростова из будущего. Каким должен был стать город в двухтысячные по генплану 1971 года, оценил 1rnd.ru.
Портал подземного перехода на Буденновском/Московской со стороны таможенной академии поначалу поражает пустотой. Совсем недавно половину прохода загораживали ларьки с бельем, кружками и прочим нехитрым товаром. Теперь вместо ларьков - популярная фотозона.
Большинство прохожих подолгу задерживаются возле огромного, во всю стену, мозаичного панно с видом на правый берег Дона. Рассматривают и фотографируют рисунок, который никто не видел два десятка лет. Вот компания молодежи изучает мозаику:
- Это Парамоны такие целые?
- А это что за лестница? Её сейчас нет. И этого круглого дома.
- Блин, какой город был!...
Но таким, как на этом панно, Ростов никогда не был. Лестница, о которой говорят ростовчане, так и не появилась. Как и многие другие здания, которые парни сочли разрушенными.
Ведь на мозаике - вид города после реализации генплана 1971 года. Таким Ростов должен был стать к 2001-му.
Вообще этот генплан до сих пор Ростову икается: именно в нём впервые появилось злополучное ростовское метро, которое перекочевало уже в следующий генплан, принятый в 2007 году, и имеет все шансы перейти по наследству в новый документ. Проект спуска к Дону и набережная в районе Театральной площади - тоже оттуда.
Немногое, что роднит Ростов несостоявшегося будущего с нынешним Ростовом - обилие высоток, которые доминируют на панораме правого берега. Но сравнение не добавляет плюсов нынешней градостроительной политике. Панорама 1971 года выглядит так, будто архитекторы пытались найти гармонию между потребностями города в жилье и его обликом.
Мозаика, долгое время закрытая ларьками, в целом выглядит на удивление хорошо. Конечно, есть уничтоженные при монтаже павильонов участки. Сильнее всего досталось карте Ростова по тому самому генплану - с неё сбиты целые куски. Отреставрировать мозаики планируется к концу 2020 года.
Демонтаж ларьков - это триумф группы ростовских активистов, которые после варварского ремонта подземного перехода на Ворошиловском/Большой Садовой добились сначала признания ценности мозаик и взятия панно под охрану государства, а теперь и возвращения объектов культурного наследия ростовчанам. Но на восстановление справедливости и законности ушло несколько лет.
Открытие двух стен (вместе с панорамой правого берега в переходе на Московской освободили панно с животными) - это первый шаг, ещё много картин остаются спрятанными. Власти не хотели демонтировать ларьки, объясняя это защитой предпринимателей, которые торговали в павильонах.
"Да, красиво. Да, все фотографируют. Но люди остались без работы", - сокрушается пожилая работница перехода, наблюдая за фотосессиями.