Погорельцы Театрального спуска потребовали расследовать бездействие властей Ростова
Погорельцы с Театрального спуска вышли на митинг в центре Ростова. Они заявили, что за два года со дня пожара не получили никакой поддержки от чиновников - всё приходится выбивать в судах. И теперь, считают люди, их пытаются лишить последнего: "отжимают" землю. Ростовчане потребовали расследовать бездействие властей, заявив, что готовы проводить акции протеста постоянно.
Почти десять утра, воскресенье, 25 августа. На уже раскалённой солнцем площадке перед ДГПБ уже собрались порядка ста человек. Большинство пока прячется в теньке под деревьями.
Громко играет музыка из двух больших колонок. Это не понравилось обитателям соседних домов, и митинг погорельцев фактически начинается с конфликта. Мужчина потребовал выключить звук.
Организаторы при помощи полиции попросили его часок потерпеть - им через многое пришлось пройти, чтобы просто добиться права провести митинг. Заявитель, председатель ТОС Театрального спуска Михаил Шувленов, рассказывает, что погорельцы в общей сложности написали 40 заявлений в разные инстанции.
"Нам все время отказывали. И Пролетарский, и Кировский районы. Хотели выйти в годовщину на Театральную площадь - нам сказали, что там будет детский праздник. Мы вчера не поленились, пришли, а там ничего нет", - возмущается он.
Объяснение такого нежелания дать людям слово у погорельцев простое: чиновники не выполнили ни одного своего обещания из тех, что давались, и не хотят, чтобы об этом стало широко известно.
Митинг начинается с минуты молчания. Шувленов предлагает почтить память не только единственной формальной жертвы пожара, инвалида, который не смог выйти из горящего дома, но и людей, которые умерли позже от инфарктов и инсультов, вызванных переживаниями. Затем выступают погорельцы.
Истории короткие: по 2-3 минуты. Но почти в каждой - рассказы о полном отсутствии помощи и судах, на которых власти выступают против погорельцев.
"Нету ни одного двора, где бы получили справедливо. Квартиранты получили квартиры, пособия, всё. Их почему-то принимали администрация и суды. А нас полностью обманули, - рассказывает Светлана Сабирова. - У меня было восемь судов, я пыталась доказать, что мой зять со мной проживал. Пришли 12 свидетелей. Суд только интересовало, а какие у него трусы, а как часто они дерутся, ругаются. И когда было отказано, представитель администрации вышла с радостью и смехом".
"Мой дядя Михаил остался бомжом - ему 92 года. Администрация решила, что ему жилье не положено, у него возраст дожития, - рассказывает её соседка. - Предложили ему пансионат, но мы, племянницы, не согласились, было два суда, и я все проиграла. Никакой компенсации дяде не дали".
"Были выделены деньги нам на покупку жилья, мы нашли жилье, департамент строительства одобрил... А в прошлом году в сентябре мы узнаем о том, что наш дом находится под арестом, потому что администрация Пролетарского района подала иск - у нас незаконно оформлена земля, - рассказывает еще одна жительница Театрального спуска. - Уже год идут суды, мы без пяти минут бомжи. В мае суд отклонил иск администрации, они подают апелляцию, вот в сентябре повторное слушание".
"Наш дом признали непригодным для проживания. Мы провели независимую судебную экспертизу в ДГТУ, нам подтвердили, что он пригоден после проведения восстановительных работ. Уже был апелляционный суд, дом признали пригодным. Но представители департамента ЖКХ заявили, что будут подавать на кассацию и дойдут до Верховного Суда, будут доказывать непригодность, - звучит еще одна история. - Я не пойму, почему чиновники, которые должны нам помогать, с нами борются"?
ТОС объединяет всего 156 человек, которые лишились жилья в пожаре на Театральном спуске. Суды, говорит его председатель, идут почти у всех. В это время принадлежащие людям участки, заявляют горожане, превращаются в свалки. Владельцам не разрешили даже разбить огороды на время тяжб, но вот мусор, который сваливают здесь неизвестные, никто не вывозит. И денег на расчистку не дают.
"Мой участок превратили в свалку. Сначала туда вылили цемент, теперь стекловату выбросили. "Значит, вам не нужна эта земля", - вот так мне в администрации ответили", - рассказывает Светлана Сабирова.
Люди убеждены, что земля им "не нужна" не просто так. А суды идут, чтобы "отжать" у владельцев участки.
"Сейчас они судорожно ищут какое-то постановление, чтобы отобрать землю на их условиях. Они завтра объявят, что космодром будут строить на Театральном спуске или "Северный Поток-2" здесь будет проходить, - делится своими ощущениями председатель ТОС. - Поймите, мы не против того, чтобы на Театральном спуске был парк или что там еще хотят. Но всё должно быть по закону: сначала представляется проект, он проходит слушания, утверждается, потом земля выкупается по рыночной стоимости".
Лозунгов на митинге много, причём не только связанных с пожаром. Массовый (в масштабах Ростова, конечно) протест поддержали представители различных общественных движений и партий.
Причем довольно экзотичных: один из плакатов даже призывал поддержать политика в Хабаровском крае. Впрочем, звучали и призывы поддержать оппозиционных кандидатов на ближайших выборах. И кто знает, как сложится голосование при таком объеме претензий к властям.
Акция продолжалась чуть больше часа. В резолюции участники заявили, что расследование пожара проведено некачественно, показания свидетелей о поджогах проигнорированы, истинные виновники и заказчики преступления не найдены.
От властей погорельцы потребовали выполнить все обязательства, данные в первые дни после пожара. А от проверяющих инстанций - создать комиссию для разбирательства по фактам бездействия администрации.
И, добавили участники митинга, это только первая акция протеста на улицах Ростова.
"Мы все время вели переписку и получали отписки, - подвел итог Шувленов. - Теперь будем выходить на пикеты и митинги".