По Театральной площади было бы неплохо гулять - разговор на «Своей кухне» о городской архитектуре
На что были похожи здания в СССР, что хотят сделать с Театральной площадью и так ли плоха архитектура Ростова? В гостях у «Своей Кухни» Андрей Колпаков и его коллега Алексей Кринчик. Эти парни поделились с нами своими представлениями о современной городской архитектуре. А ведущий программы Олег Антименко, задавая вопросы, готовил тем временем «какой-то японский суп».
Олег Антименко: Мы продолжаем серию наших интервью с участием великой звезды города Ростова-на-Дону, Аксая и всея Донского края Андрея Колпакова, которого я отдельно представлять уже не буду.
И у нас в гостях его друг, главный архитектор и управляющий партнер архитектурного бюро «Мастерплан» Алексей Кринчик. Что такое управляющий партнер? Что такое главный архитектор – это понятно. Относительно, условно, более-менее.
Алексей Кринчик: Управляющий партнер - это человек, который, скажем так, соучредитель и имеет право голоса при принятии важных решений в компании.
- У нас есть традиция – задавать глупые вопросы людям. Поэтому у меня первый для тебя вопрос. Почему?
- Потому.
- Логично. Что делать?
- Звать на помощь.
- Отлично. Кто виноват?
- Как всегда, инопланетяне.
- Зеленое, синее, красное?
- Синее.
– Ты сам-то что готовишь?
– В плане того, что сейчас?
– Ну, из еды.
– Я ж говорю, я гениально завариваю чай в пакетиках и бутерброды.
- А на покушать?
- Ну, могу разогреть еду, могу спалить еду.
В СССР архитектуры не было
Олег: Тогда уже перейдем к делу. Скажи мне, пожалуйста, как давно твое архитектурное бюро существует?
Алексей: Для правильности исторического порядка, до недавнего времени я возглавлял архитектурное бюро «Прожектор», которое сам открыл, сам пестовал в течение пяти лет. Сейчас мы объединились с моим другом, наш общий с Андреем друг, Андрей Вырва. Как раз-таки он управлял бюро «Мастерплан» - у нас произошло слияние этой весной.
- А сам ты как давно занимаешься архитектурой: с детства, с рождения или в классе 10 на тебя упала перекладина или ты упал на физкультуре и понял, что ты архитектор?
- Наверное, еще до рождения. Отец и мать были инженерами, проектировали машиностроительные линии и какая-то видно часть во мне осталась.
- Ну ты знаешь, между машиностроительной линией и архитектурой…
- В СССР архитектуры особо не было. Строили станки, строили дома, похожие на станки. Дома стары, а предрассудки новы
- В советские годы, ты сам сказал, были типовые проекты, разве сейчас мы не то же самое получаем?
- Сейчас свободы относительно больше, я бы даже сказал, гораздо больше.
– А насколько востребована архитектура?
– Ну представь, насколько востребована архитектура. Мы сейчас находимся в архитектурном сооружении, мы ходим по улицам, состоящим из архитектурных сооружений. Я бы сказал, что сейчас масса примеров – программа реновации в Москве…
– Ну это же тихий ужас!
– Это отдельная песня, что стоит фоном: манипуляции с землей с переселением. – Нет, это как раз нормально, ради этого все затевалось. Я имею в виду то, что я видел строящегося по программе реновации, вызывает как минимум зеленую тоску.
– Смысл ее в том, чтобы дать людям максимальный выход площадей жилых при определенных затратах. Важна ли сейчас архитектура? Да, важна. Почему? Потому что меняется структура общества, меняются технологии, меняется все. Мы пытаемся не то чтобы догнать Европу, надо все-таки идти своим путем, но тем не менее. Очень разительно видно, что те типы зданий немного не приспособлены к процессам, которые в мире идут. Идет прогресс, прогресс технический и социальный.
Новый формат работы: появились коворкинги, появились люди, которые сидят в плавках на Бали и проектируют что-то удаленно.
То есть, функции меняются, а текущие здания, которые сейчас нас окружают, они никак к этому не могут приспособиться.
– И сейчас появилась тенденция строить, проектировать такие здания…
- Которые могут развиваться вместе с потребностями людей.
- А как ты относишься к новым нынешним трендам типа вентфасадов, и, особенно, вентфасадов из крупноформатного керамогранита?
- Вентфасады отлично выглядят. Мой собственный дом облицован вентфасадом. Две стороны медали у этого есть. Первая – это то, что берут наши дорогие строители с подачи архитекторов новую технологию и делают ее классно. А если мы посмотрим в чуть другую сторону, то вот обратная сторона медали: когда берут керамогранит или еще что-то, чтоб не париться и не восстанавливать архитектурные элементы, те самые, старые, которые с любовью выложены на фасадах умелыми натруженными руками старых кирпичников. Все это бахают керамогранитом. И это печально.
- Я правильно понимаю, что ты за кирпич и против этих нововведений?
– Важна уместность. Когда ты применяешь нужную технологию в правильном месте – это хорошо. Когда ты суперкрасивый кирпич применяешь, где не нужно, например, в больничной палате, где нужна ровная стена и стерильность, он там скорее мусор, чем украшение.
Желтый кирпич по-братски
Олег: Как ты относишься к кирпичной архитектуре?
Алексей: Я с большой любовью отношусь к кирпичной архитектуре и если есть возможность, и если есть желание клиента, я стараюсь, во-первых, удовлетворить это желание, во-вторых, человеку, который все-таки хочет кирпичный фасад, еще и привнести свою любовь к кирпичу.
– Ты любишь кирпич. Так же, как и Андрей?
- Может быть, не настолько. Я все-таки более свободных взглядов в этом плане. Признаю кроме кирпича и другие материалы.
- Андрей, я так понимаю, тебе крупно повезло с Алексеем?
Андрей: С моим другом Алексеем мне очень сильно повезло. Я вспоминаю всех своих друзей и недрузей, заказчиков и архитекторов, и мне больно. Вот приходит заказчик. Спрашиваем: «У вас есть проект?». Он гордо говорит: «Да, я пришел от архитектора, у меня есть проект». Здорово. Открываю проект и что я вижу? Желтый кирпич с коричневыми вставками. Кирпич, он может быть и как главное действующее лицо на фасаде, так и играть роль второго плана, если, допустим, на нем декор. Много возможностей применения кирпича. Я говорю и о видах кладки: с подрезкой, русская цепная кладка. Его можно разворачивать в разных плоскостях, можно делать разные швы и так далее. У нас же любят, чтоб кирпич был идеально ровный и ровная сетчатая кладка.
– Вот если я к тебе приду и скажу: «Ты знаешь, ты все это красиво нарисовал и вот эта вот твоя русская перекрестная с переподвыпилами, но я хочу желтый и коричневый». Ты сделаешь мне такой проект?
– Скажешь еще, сделай доброе дело.
- Я скажу, сделай по-братски.
Андрей: Все можно обыграть так красиво, даже в этих цветах можно найти очень гармоничные решения.
Алексей: В моей практике есть дом из желтого и коричневого кирпича. Но он выглядит не так, как описывает Андрей - он выглядит так, что за него можно поручиться.
Перемен требуют наши глаза
Олег: Поговорим о точечной застройке. Твое отношение как архитектора? Алексей: Крайне негативное на самом деле. Опять же есть понятие генплана.
– Такого нет у нас...
– Ну, он есть, но его попирают везде, где только можно. Взять, например, на Буденновском и Береговой несколько высотных сооружений, которые в принципе не имеют там права находиться, но почему-то в правилах землепользования под ними появились аккуратненькие пятнышки, которые говорят, что точно в этом месте им почему-то можно находиться. Опять же вопрос контекста. Если мы берем ниже Текучева и все до Дона, то это, по сути, центр города.
– Исторический.
– Вот там это жутко неуместно. Любые новостройки – пожалуйста. Высотные акценты, экономное использование земли. Почему нет? Надо просто грамотно это миксовать.
- Твое мнение как архитектора: нужно ли нам благоустраивать и переустраивать Театральную площадь? Вокруг чего сейчас ломаются копья, головы, руки, языки – все, что только можно!
- Ну, я был в составе рабочей группы, которые создавала проекты благоустройства к Чемпионату мира. К сожалению, из всех этих проектов реализована только Большая Садовая. И в течение нескольких лет будут реализовывать остальные.
Театральная площадь с позиции обывателя – это пустое пространство, на котором под солнцем стоят машины. Её функция, по сути, сводится только к торжествам: 9 мая, концерты. Есть еще одна позиция: это один из крупнейших мемориальных комплексов в мире, не говоря уже о Европе и России.
С этой точки зрения там расставлены доминанты: театр – его уравновесила стела. Там прекрасный вид на Задонье – если кто-то смотрел с подножия театра на горизонт.
Есть позиция такая: по этой площади было бы неплохо гулять и ее задействовать в каждодневном быту, а не только несколько раз в год. Например, почему бы не сделать большую часть ее пешеходной?
По поводу того, сажать или не сажать деревья – это технические нюансы.
Андрей: Все понятно, а где 9 мая праздновать?
Алексей: Да там и праздновать.
Андрей: А если деревья и прогулочные дороги?
Алексей: Вопрос в пропорциях этих деревьев, вопрос в пропорции прогулочных зон.
- Подводя итоги. Перспективы у нас все-таки совсем печальные? Будем жить хорошо, но недолго или жить плоховато, но достаточно долго?
- Я уверен, что мы будем жить долго и счастливо.
- В какой стране?
- Да в нашей стране. И в наше время, а не когда-то в будущем. Просто надо проявлять осознанность в том, что ты видишь, что ты делаешь и понимать, к чему это может привести.
Тем временем «какой-то японский суп» от Олега Антименко уже готов. Вот вам рецептик от падре: свинина, корень имбиря, морковь, лук, яйца, рисовая лапша, соевый соус, зелень.
Все готовится отдельно. Сначала варится бульон с морковью, луком и корнем имбиря, нарезанным кольцами. В большом количестве соевого соуса жарится мясо до полного выкипания жидкости. Варятся яйца, нарезаются на четыре части. Затем 1-2 минуты варится лапша. Затем все ингредиенты выкладывают на одну тарелку и подают на стол.
Благодарим за помощь в оказании съемок Кулинарную студию CREAM (адрес: 1я- Майская, 20/7).
Официальный Партнер проекта - Gracia Ceramica. Обустройте кухню с коллекциями Gracia Ceramica и даже самое простое блюдо будет достойно высокой кухни!
Партнер Выпуска: Кирпичный город Построить однажды! Построить навсегда! Ростов-на-Дону, пр.Шолохова, 121А Ростов-на-Дону, ул. Малое Зеленое Кольцо, 3-А (р-н «Алмаза»).
Партнер Выпуска: Архитектурное бюро MasterPlan: Ростов-на-Дону, пр. Соколова 80в, офис 1.