20:30, 21 октября 2019 г.

Год транспортной революции в Ростове: как это было и к чему привело

Фото:

Год назад, 21 октября 2018 года, в Ростове начался переход на новую маршрутную сеть. Процесс получил два народных названия — транспортная революция и транспортный коллапс. Редакция 1rnd.ru решила напомнить основные вехи тех событий и их последствия.

О решении перекроить маршрутную сеть общественного транспорта Ростова чиновники рассказывали еще в 2017 году. Его главной идеей был качественный скачок: почти полный отказ от микроавтобусов и более удобная сеть маршрутов.

Процесс шел с пробуксовкой. Без проблем не удалось даже разыграть маршруты — главный конфликт разгорелся между АТП-3 и ижевским перевозчиком, ИПОПАТ-Юг.

Были вопросы по схеме и у горожан. В частности, они просили не менять большие 22-е автобусы на средние.

Наконец, переносились сроки. Изначально переход на новую схему планировался в августе, однако в итоге старт поставили на позднюю осень.

21 октября вступил в силу первый пакет изменений - отмена маршруток №№94 и 96 и смена перевозчика на этом направлении. Ижевская компания начала работу со срыва графиков: до 23.00, прописанных в контракте, водители ИПОПАТ-Юг не «дожили».

Ну а 26 октября, в день, когда вступил в силу основной пакет корректировок, в Ростове грянул настоящий транспортный коллапс. Тысяч ростовчан не смогли уехать на работу из-за неразберихи с маршрутами, отмены микроавтобусов и выхода на линии новых перевозчиков. На фоне эха тих событий третий этап, назначенный на 1 ноября, прошел относительно незамеченным.

Ростовчане завалили чиновников жалобами, а соцсети — шутками по поводу транспортной революции. «Хатико ждал, и ты подождешь» — вот одна из них.

Власти Ростова сначала сняли с себя ответственность за транспортный коллапс. Виталий Кушнарев призывал горожан потерпеть, а дептранс выдал целый спектр причин такой ситуации:

- сначала виновными объявили перевозчиков, обвинив их в низкой дисциплине;

- потом -  ростовчан, которые «ждут транспорт не на той остановке».

В середине ноября департамент транспорта и вовсе заявил, что доволен результатом реформы.

Признавать проблемы начали только в конце ноября, когда о массовых нарушениях прав ростовчан в ходе транспортной революции заявила прокуратура.

Сначала сбой в работе транспорта признал Виталий Кушнарев.  Вскоре после этого свою должность покинул замглавы по транспорту и дорогам Евгений Лебедев.

А в начале декабря проблему озвучил уже глава правительства Ростовской области Василий Голубев.

 «Кто-то не подрассчитал», - так охарактеризовал он ситуацию с транспортом в Ростове в начале декабря, а в конце месяца и вовсе предложил чиновникам извиниться перед горожанами за транспортную реформу.

Извинений ростовчане, кстати, не дождались, но в январе покинул пост ещё один разработчик транспортной революции, Сергей Саенко.

После отрицания, торга и принятия все же началось исправление ошибок. Весной 2019 года на маршрут №22 вернули большие автобусы.

Впрочем, это произошло вскоре после того, как из переполненного ПАЗика не смог выйти на своей остановке новый глава дептранса Христофор Ермашов, так что работа над ошибками получилась условной.

За время транспортной реформы чиновники заслужили гнев не только пассажиров, но и перевозчиков. В результате главного из таких конфликтов Ростов потерял старейшее коммерческое АТП города - «Транссервис». Сначала предприятие Вячеслава Караева лишилось собственной наработки, маршрутов №№94 и 96. Затем, уже весной, у АТП-3 забрали маршруты на Суворовский по формальному поводу, который на самом предприятии назвали надуманным.

Добавим, что в начале сентября похожий конфликт разгорелся с маршрутами «Автоколонны 1559». И этот перевозчик почти слово в слово повторил обвинения в выдавливании с рынка, которые делал весной Вячеслав Караев.

Что изменилось за год после транспортной революции? Пока самое очевидное достижение — почти полный переход транспорта Ростова на безнал. Из-за того, что валидаторы с возможностью оплаты банковскими картами есть во всех автобусах, сейчас доля оплаты проезда картами на ряде маршрутов превышает 90%. Это не просто шаг, а скачок.

Второй момент — практически весь транспорт сегодня можно отследить в режиме онлайн. У ростовчан появилось несколько приложений, по которым можно понять, когда выходить на остановку.

Во всём остальном результаты спорные. Власти называют своим главным достижением то, что горожане получили современный и комфортный транспорт. Но вот с комфортом, показывает одна только летняя «война за кондиционеры», пока выходит как-то не очень.

Соблюдение графиков работы тоже вызывает огромные вопросы: отраслевые паблики в соцсетях и по-прежнему пестрят постами о том, как плохо ходит тот или иной маршрут, а АТП по-прежнему сетуют на кадровый голод объясняют этим еще ряд проблем - хамство водителей, курение за рулем.

Наконец, простои. Даже обещания штрафов пока не заставляют водителей автобусов двигаться с минимальными стоянками на узловых остановках.

Что делать горожанам? И независимые эксперты, и сами транспортные чиновники отвечают на это примерно одинаково: не молчать. Если автобус не приехал вовремя, в салоне грязно, за рулем сидит хам, звоните на горячую линию департамента транспорта.

По словам его руководства и сотрудников, все жалобы анализируются, просто иногда на их отработку нужно время.

Так что пока всё как в знаменитом марше: есть у революции начало, нет у революции конца.

#транспортная революция #транспортный коллапс в Ростове #АТП-3 #Христофор Ермашов #общественный транспорт Ростова,
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. "Политика конфиденциальности"