Путь к знаниям: как ростовские школьники добираются до своих школ
Утром 9-ого октября в Саратове пропала 9-летняя школьница. Убийца застал ее по пути в школу, затащил в один из гаражей и убил. Эта новость прокатилась по всей стране и заставила многих родителей спросить себя: а насколько безопасен путь в школу? Совместно с Общероссийским народным фронтом мы посетили три ростовские школы и прогулялись по их окрестностям. Было бы возможно страшное убийство в Ростове? Об этом в репортаже 1rnd.
Школа №93
Школа №93 находится на проспекте Ленина, 125/1. Когда мы подъехали к школе, нас уже ожидал директор с парой завучей. После короткого знакомства Светлана Геннадьевна проводила нас за угол, где сразу показала четырехэтажное здание без окон и дверей, отданное под снос.
- Уже года полтора точно стоит. Кто-то даже видел, как оттуда вот такая крыса выбегала. Там же подвальные помещения, так что кто-то, может, и есть, - рассказывает нам директор.
- А дети туда ходят?
- Мы на этом не ловили их. Проводим, конечно, инструктаж, что туда нельзя, что опасно, но дети же и есть дети.
Здание стоит примерно в 100 метрах от школы. Огорожено от любопытных школьников оно обвисшей красно-белой лентой. Кто-то спрашивает о сроках окончания сноса. Все собравшиеся или молчат, или пожимают плечами.
Мы идем дальше по Узбекскому переулку. Сергей Левченко, наш координатор от ОНФ, вдруг замечает:
- Тут очень ощутимый спуск. В дождь сложно из школы уйти?
Директор вздыхает.
- Как-то раз детей на руках через эти реки переносила. Сильно тут, конечно, затапливает. Но что поделать, это проблема всех школ, расположенных на склонах.
- Это проблема вообще всех жителей в таких местах, - резюмирует Сергей.
Доходим до ручья Безымянного. Все ученики школы №93, живущие ниже улицы Константиновской, переходят через этот ручей.
- Здесь есть мост, но, наверное, нужно поставить ограждение, чтоб дети не пытались перейти через балку. Там скользко, легко упасть в ручей, - поясняет Светлана Геннадьевна.
Легко упасть еще и в ближайший слив, забитый хлипенькой доской. А если не туда – то в люк со сломанной крышкой.
- Ты посмотри, он же вообще непонятно, на чем держится, - Сергей нажимает на люк ногой и тот заметно прогибается, - это же дети, они будут идти, наступят на люк, и будет потом, как в том страшном видео, где малыш упал прямо в слив.
Нам навстречу выбегает собака. Все собравшиеся переглядываются и смотрят на директора.
- Нет, бродячих собак тут немного, в стаи они не сбиваются. Частный сектор, поэтому без них этот район сложно представить.
- Ну что, тут в принципе не слишком опасно. Главное, балку эту отгородить от детей и снести наконец этот заброшенный дом, чтоб они там не шатались. А так у вас довольно мило, - подбадривает директора Сергей.
Мы прощаемся и едем на следующую точку – в школу №52.
Школа №52
Гимназия находится в самом центре, за Комсомольской площадью. Вокруг все выглядит вполне безопасно. Мы заходим в школу, нас встречает директор с несколькими учениками.
- Недалеко от школы заброшенные дома. И вокруг много бомжей. Мне бывает страшно и неприятно, когда я иду мимо, потому что они пристают ко мне или что-то просят, - делится с нами Ксения, восьмиклассница гимназии.
- А еще много бродячих собак, которые сбиваются в стаи и от этого очень страшно, - добавляет Даша из 8 «Б», - был случай, когда на противоположной стороне была стая и она разом побежала на меня. Я тогда сильно испугалась, но, слава Богу, они не напали.
Поблизости действительно был аварийный дом. Перед ним висит желтая ограничительная лента.
На дверях - объявление о том, что объект не заброшен и находится под надзором представителя администрации. Видим мужчину лет 60-ти, который забивает двери и окна дома. Тот самый «представитель администрации».
- К нашему приезду решили оперативно обезопасить район?
Он поворачивается и идет к нам.
- Куда там! Я сюда каждый день прихожу! Каждый день опять вешаю ограничительную ленту и опять заколачиваю дом. Ломают, все срывают.
- А кто ломает, - спрашиваем, - Школьники?
- Да какие там школьники!? Алкашня! Люди совсем опустившиеся. Нет, ну нужно тебе помещение, чтоб наклюкаться, ну тихонько… Так нет, они же все и внутри громят, ломают, орут, доски срывают. Совсем у людей мозги набекрень.
Проходимся по двору заброшенного дома. Ловим себя на мысли, что тут получилась бы неплохая фотосессия для Хэллоуина. Понимаем, что многие школьники могут думать так же.
- Да вы отойдите от стены, видишь, там уже рухнула штукатурка, чуть женщину не убило.
Смотрим вниз. Действительно, кусок штукатурки с арматурой. Мы и не заметили.
- А эта труба, - Сергей показывает на буро-красную трубу, идущую прямо по стене аварийного дома, - она не под давлением случайно?
- Под давлением, - отвечает сторож, - уж сколько мы бились с газовиками, а они не хотят ее просто так перекладывать. Включайте ее, говорят, в смету по сносу дома. Каким образом включить перекладывание газопровода в демонтаж дома?!
- Если вдруг что, тут же полрайона взлетит к чертям...
- Так вот и я им то же самое говорю.
После долгого разговора сошлись на том, что нужно, по крайней мере, оградить территорию, чтоб школьники не бродили по развалинам, где пьянствуют бездомные и осыпаются куски штукатурки. А пока мы без труда переходим через ограничительную ленту и едем дальше.
Школа №88
Выходим из машины сразу в грязь. Тротуаров тут попросту нет. Есть автомобильная дорога и некое пространство, где бродячие собаки лапами месят грязь и раскиданы кучи мусора. Школа находится недалеко от ж/д станции Каратаево, по улице Совхозной. До Чалтыря отсюда ближе, чем до центра Ростова.
Прямо по проезжей части мы идем к школе. Слева дорогу преграждают спиленные деревья, которые почему-то никто не вывез, справа – мусорные контейнеры, которые стоят не у дороги, а прямо на ней.
От мрачного вида у многих пересохло в горле и мы решили зайти в магазин за водой. Но, как и любой ученик этой школы, уперлись в одиноко стоящую пивнушку.
По колено в грязи мы все-таки дошли до школы, чтобы поговорить с ее учениками.
- На остановке приходится долго ждать. Автобусы, если приезжают, то бывают полные, но водители кричат, чтоб теснились, даже если места просто нет. Часто из-за этого приходится идти пешком. Это очень тяжело, потому что везде грязно и нет тротуаров. Приходишь в школу и вся обувь в грязи, - делится Алла, семиклассница 88-ой школы.
Третьекласснице Полине повезло больше – до школы ее довозят на машине. Как возможно добраться до школы пешком, Полина представить не может.
В школе учится 450 человек и многие из них каждый день переходят через крайне опасный участок между улицами Совхозной и Огородной, где проезжая часть пересекается с железной дорогой. Здесь нет ни шлагбаумов, ни светофоров, ни пешеходных зон. Только дорога с машинами и вытоптанная в грязи тропинка, которая к нашему приезду размокла от дождя и стала просто непроходимой. Когда мы попытались перейти здесь дорогу, нася едва не сбил водитель черного гелендвагена. Он на очень большой скорости скрылся по направлению в Чалтырь.
Кажется, что школьникам остается только один выход – ехать на общественном транспорте. Но его не хватает, а сами остановки, на которых приходится долго ждать, обдуваются ветрами со всех сторон света – сделать их комфортными, похоже, никто не догадался.
На подступах в школу учеников ожидает последнее испытание – стая бродячих собак. Когда мы проходили мимо, они дрались между собой. Пес внушительных размеров подошел к одному из нас и вальяжно уселся рядом.
Без жертв собачьи бои, похоже, не обходятся. Сергей рассказал, как в пятницу в кювете лежал труп собаки. Сегодня на этом месте куча веток. Похоже на импровизированную могилу.
Рано утром и вечером дорогу в школу освещают только автомобильные фары, потому как фонарей тут просто нет. Для учеников 88-ой самое сложное в учебном процессе – просто добраться до школы в целости и сохранности.
На обратном пути мы с Сергеем переглядываемся и он говорит:
- Я бы детей в такую школу ни за что не отправил.
Молча соглашаемся. Жуть.