Предприниматели намеренно занижают категорию воздействия на окружающую среду - эксперты
Реформа законодательства о контрольно-надзорной деятельности (КНД) вызвала затруднения в процессе планирования профессиональной деятельности сотрудников соответствующих органов. Об этом на заседании круглого стола в Южно-Российском институте управления РАНХиГС заявила начальник управления государственного экологического надзора областного минприроды Елена Анпилогова.
«Сегодня предприниматели имеют возможность самостоятельно определить собственную категорию риска негативного воздействия на окружающую среду. Из трех существующих категорий «низкая» - не подлежит проверкам. И вот правильно или неправильно заявляют ее предприятия, я сказать не могу, но судя по тем, кто заявляет «среднюю» или «высокую», как правило, все занижают», - отметила Елена Анпилогова.
Между тем эксперты отметили, что сегодня 50 федеральных органов исполнительной власти осуществляют 160 видов государственного контроля (надзора), на субфедеральном уровне осуществляется 44 вида регионального государственного контроля (надзора) и 11 видов муниципального контроля.
«В системе контрольно-надзорных органов на федеральном уровне работает более 200 тыс. человек, а совокупные расходы на эту деятельность составляют более 500 млрд руб. в год. Издержки бизнеса от избыточного административного давления оцениваются различными экспертами от 2% до 5% ВВП, что в денежном выражении составляет от 1,5 трлн руб. до 3,5 трлн рублей», - пояснила завкафедрой административного и служебного права ЮРИУ РАНХиГС Леся Душакова.
В таких условиях основная цель реформы контрольно-надзорной деятельности заключается в повышении уровня безопасности и устранении избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности через отмену всех существующих нормативных актов в сфере надзора и контроля, а также построение новой, современной, эффективной системы государственного контроля (надзора), направленной на снижение социально значимых рисков, отметили эксперты.
Ученые подчеркнули, что идеология контрольно-надзорной деятельности предполагает внедрение концепции «умного» государственного регулирования на основе использования проверочных листов, селекции в организации государственного контроля (надзора), персонификации профилей риска, мониторинга и оценки результативности и эффективности.
Участие в дискуссии приняли заместитель руководителя УФАС по Ростовской области Сергей Батурин, заместитель руководителя ТО Росздравнадзора по Ростовской области Михаил Шишов, советник по правовым вопросам региональной Торгово-промышленной палаты Владимир Кочура, а также представители иных надзорных органов в сфере экологии, защиты прав потребителей, транспортной безопасности, ученые ЮРИУ РАХНиГС и ряда ростовских вузов.
На открытии мероприятия участников поприветствовал заместитель директора ЮРИУ РАНХиГС Алексей Баранов.