Нерукотворное искусство: как инженер из Волгодонска собрал робота-художника
Инженер из Волгодонска собрал и запрограммировал робота-живописца. Но можно ли считать полотно, созданное роботом, искусством? И кто в таком случае его автор? Мы пообщались с Алексеем Лянгузовым, создателем робота-живописца, об искусстве, о технологиях и о том, каково быть изобретателем «из глуши».
Не все искусство, что сделано руками
Идея творить не своими руками не так нова, как кажется. Сейчас такое направление называют генеративным искусством. Под ним подразумевают искусство, созданное с участием автономной системы.
«Инструмент способен вносить случайность в работу художника, но автор самостоятельно дозирует величину этой случайности», - считает Алексей.
Робот Алексея состоит из двух компонентов: искусственного интеллекта и механической «руки». ИИ анализирует конкретные данные -например, фотографию - а потом моделирует ее на холст. Он просчитывает оптимальное положение каждого штриха, а дальше за работу берется механическая рука, в рисующий модуль которой можно вставить любой инструмент: от перьевой ручки до выжигателя по дереву. Изобретатель настаивает, что картины, которые создаются таким образом, сделаны в соавторстве человека и машины. Ведь, по большому счету, робот – инструмент, который создан и запрограммирован художником, чтобы облегчить техническую часть работы.
«Некоторые скажут – это не искусство, если часть работы делает машина, а не художник своими руками. Уважаемые эксперты, взгляните на свою жизнь. Выходит, работа по дому больше не ваша заслуга, раз одежду стирает стиральная машина, чистоту обеспечивает пылесос, а то и робот-пылесос? Зря радуетесь румяному пирогу, приготовленному духовой печью с запрограммированным набором специальных режимов, ведь ваш труд только в том, чтобы закинуть ингредиенты и нажать кнопку? От чего же тогда появляется усталость, радость от выполненной работы, если это больше не ваша заслуга?» - обосновывает он.
Спорить о генеративном искусстве можно долго, но совершенно точно то, чем занимается Алексей в своей квартире, удивительно не только по меркам Волгодонска, но и по меркам всего мира.
Нейросети и звуки горящего полена
Искусственный интеллект такого робота-художника создан Алексеем на основе нейросетей. Хотя инженер занимается его программированием и созданием картин много лет, из-за самообучаемости таких сетей он сам уже не до конца понимает, как сейчас устроены алгоритмы работы его машины:
«Алгоритм не похож на классическую GAN-нейросеть, какие мы привыкли видеть в виде многочисленных сервисов по обработке фотографий в интернете. Я не могу точно классифицировать этот тип алгоритма. Либо у меня не хватает теоретических знаний в этой области, либо я изобрёл что-то новое. Но моя нейросеть не обучается на примерах, она импровизирует и одновременно наблюдает за своей работой. Как таковой базы с исходным материалом для обучения в ней нет».
Среди картин Алексея есть как относительно простые – портреты голливудских звезд – так и поражающие даже искушенного зрителя. Например, на его сайте можно увидеть композицию, представляющую собой визуализацию звука горящего соснового полена. Помимо создания алгоритма извлечения цвета из звука, Алексею пришлось поработать собственными руками, чтобы закончить полотно:
«В этой картине не было многих тысяч линий, и она представлялась мне простой. Так я продолжал думать, когда робот задел холст и оторвал его от рабочего стола. К этому моменту почти все контуры уже были нанесены и машине оставалось их закрасить. Но тут же всё просто, подумал я. Восстановить потерянные координаты возможным не представляется, но уж закрасить области можно и руками. Делов-то, бери, да крась, с раскраской справится и ребёнок. Вы пробовали давить на шток шприца 4 часа подряд каждый день? Мало кто обладает таким странным и ненужным опытом, но вот у меня он теперь есть. К концу нанесения каждого цвета руки тряслись и я не уже не ощущал пальцев».
Та самая картина - абстракция сгоревшего полена
За двенадцать лет живописи робот практически в совершенстве освоил графический рисунок шариковой ручкой, и сейчас Алексей занимается проработкой механизмов для создания картин маслом или акрилом на холсте.
«Предстоит ещё много работы с цветом. Я сознательно отказался от известных правил живописи и учу алгоритм создавать новое, но не подражать человеку. Задача сложная и результат пока далёк от совершенства, но и человеку такое не под силу - заранее рассчитать, как будет выглядеть готовая работа, когда до её окончания нужно ещё 40 часов непрерывно водить кистью, - рассказывает он. - Я даю алгоритму названия имеющихся у меня банок с краской, его задача применить их все. Но краски могут быть совершенно не сочетаемы. Как использовать их все и не испортить конечный образ - я не знаю, а машина должна найти решение».
Создание одной такой картины очень долгий и кропотливый творческий акт, на который может уйти больше недели безостановочной работы. Алексей шутит, что, пока в Трудовом Кодексе не оговорены трудовые права роботов, работа в его мастерской идет без перерывов.
Бремя первопроходца
Конечно, инженер из Волгодонска – не первый, кто придумал использовать искусственный интеллект и роботизированные механизмы для создания полотен.
«Когда начинал, информации о таких устройствах не было никакой, а через несколько лет разработок доделал, и выяснилось, что я не только не один такой, но уже даже не первый. Нет, но в России-то первый»! - отмечает он.
По словам Алексея, он не расстраивается, что не первый изобрел робота-художника, ведь первопроходцам приходится тяжелее всего.
Вот только пока европейские инженеры стремительно развивают это направление, Алексею и его коллегам из России не удается продемонстрировать свои творения широкой публике. Так, крупный технический форум Eurographics почему-то не принимает заявки от российских ученых, хотя их коллеги из Украины и Беларуси с подобными проблемами не сталкиваются. В прошлом году на этом форуме в номинации «Лучшая докторская диссертация» отметили работу Сергея Стоппеля, норвежского ученого, занимающегося созданием алгоритмов для робота-художника.
Алексей Лянгузов отмечает, что его работы не уступают работам норвежского коллеги, а в чем-то даже превосходят его алгоритмы, но побороться со Стоппелем волгодонскому инженеру не представляется возможным – ведь его заявку организаторы не принимают так же, как и организаторы подобных форумов в Америке.
Маленькие города и высокие технологии
В нашей стране с генеративным искусством все сложно. Кроме как на собственном сайте, выставить свои работы где-то еще Алексей не может:
«Офлайн-выставок генеративного искусства в России нет, я слышал, что в Московском музее современного искусства проходила экспозиция иностранного генеративного художника, но работы из России точно нигде ещё не выставлялись».
Кроме того, российские инженеры и ученые, самостоятельно работающие в этом направлении, вынуждены вкладывать свои собственные средства. Как отмечает Алексей, господдержка устроена таким образом, что частное лицо не может получить финансовую поддержку на свои исследования, какие бы прорывными они не были, - только коммерческие или некоммерческие организации.
Так что Алексей вкладывает в свой проект деньги из зарплаты – работает он инженером-программистом на Ростовской АЭС.
«У меня нет планового бюджета, появилась идея реализации, закупил материалы, изготовил, попробовал, выбросил. За 12 лет разработки потратил около 200 тысяч рублей, но холсты и краски в этом объёме занимают процент, близкий к статистической погрешности. Основные траты приходятся на материалы и оборудование, иногда требуются услуги токаря или газосварщика, приходилось приобретать и ПО», - рассказывает он.
Отдельной сложностью для Алексея является и то, что он живет в сравнительно небольшом для подобных проектов городе. В Волгодонске, отмечает инженер, иногда сложно даже найти качественную краску для картин, чтобы робот не оставлял клякс при работе.
Тем не менее, пока переезд в столицу Алексей не планирует: «Не думаю, что кто-то решится сменить город только ради близости к магазину "Леонардо". Мне нравится Волгодонск, здесь почти не бывает пробок и всегда есть парковка. В большом городе с одной стороны проще, но останется ли там время на творчество»?
Будущее будущего
Несмотря на все сложности, Алексей не думает прекращать работу. Сейчас он занимается усовершенствованием механики, с помощью которой его соавтор сможет рисовать на холсте размером метр на метр, нанося сотни тысяч мазков. Работу инженер планирует закончить к концу года.
Сейчас робот рисует только на хостах размером до 50х90 см. Переход на больший формат сделает картины более детальными.
Старые картины Алексей не продает. Говорит, когда робот «найдет себя», ранние работы вообще уничтожит. Но уже сейчас на его сайте можно заказать портрет шариковой ручкой, нарисованный человеком и искусственным интеллектом в соавторстве.