Юрий Муравицкий (Театр 18+): «В условиях жесткой конкуренции все театры равны»
Режиссер, художественный руководитель Театра 18+ Юрий Муравицкий рассказывает, как в условиях пандемии и режима самоизоляции выжить театру, помогают ли онлайн-трансляции спектаклей росту зрительского интереса и как именно в самом скором времени изменится Театр 18+.
- Всех волнует ситуация с пандемией и вынужденной остановкой деятельности частных театров, которых не финансирует государство. Что делать, как выживать людям театра, которые остались фактически без возможности заработка?
- Я думаю, многие сейчас не знают, что делать. Придется либо просто пережидать, либо находить другие источники заработка, переквалифицироваться, учиться зарабатывать в интернете – начать преподавать онлайн, завести свой youtube-канал, снимать смешные видео и зарабатывать на рекламе, стать блогером. Не знаю. Точно могу сказать только одно - эта ситуация для нас для всех, прежде всего, повод серьезно задуматься о том, как жить дальше.
- Как будут выживать театры после пандемии? Изменятся ли способы привлечения зрителей в театр? Что такого особенного должен предложить театр (особенно региональный, частный), чтобы люди в условиях экономии принесли ему свои деньги, заплатив за билет?
- Если театры переживут пандемию, значит, уж точно выживут после. Конкуренция явно усилится, поскольку людей, желающих посещать публичные места, еще какое-то время будет значительно меньше. На поддержку властей надежды нет. Они всегда найдут объяснения - почему они не могут помочь частному театру – это я уже понял на личном опыте. Способ привлечения зрителя в театр меняется уже сейчас. И, как показывает практика, мы недооценивали интернет и его возможности. Вот, например, онлайн-показы спектаклей, оказывается, действительно подогревают интерес к театру и расширяют его аудиторию.
В сложных экономических условиях театр должен будет больше думать о том, что ждет от театра зритель? Не чего он - как ему кажется – хочет, а что ему действительно нужно? Что может театр такого предложить - от чего зритель не сможет отказаться? Это должно быть что-то действительно интересное. Вот тут и станет ясно - кто чего стоит. А какой это театр – государственный или частный, большой или маленький, региональный или столичный – это уже не важно. В условиях жесткой конкуренции все равны. Выживут сильнейшие или умнейшие.
Фото: Владимир Котов
- Есть мнение, что радикальный постмодернистский театр нарушает личные границы зрителя, когда у актера и зрителя происходит прямой непосредственный контакт (например, в спектакле «Грязнуля», который шел в Театре 18+). Где та граница, после которой актер и режиссер должны оставить зрителю его личное пространство? Как не оттолкнуть зрителя, привыкшего к классическому репертуарному театру и впервые пришедшего в Театр 18+?
- Спектакль «Грязнуля» входил в тройку самых популярных и хорошо продаваемых спектаклей в Театре 18+. Билеты на него раскупались мгновенно. Ростовский зритель обожал этот спектакль. Вот вам и ответ. И это уже давно не радикальный и даже не постмодернистский театр, скорее просто современный, интерактивный, постдраматический или метамодернистский театр. По поводу прямого непосредственного контакта – во-первых, прямой непосредственный контакт = это физическое прикосновение. У нас такого практически не бывает. Но если даже мы каким-то образом используем интерактив в спектаклях, мы всегда соблюдаем три правила – все должно быть безопасно, добровольно и разумно. Это и есть те границы, о которой вы спрашиваете. Мы всегда предупреждаем зрителя о том, что его ждет, и никто у нас в театре не нарушит ваше личное пространство, без предупреждения и вашего согласия, никто не будет трогать зрителя против его воли, создавая опасность для его здоровья.
Мы не думаем о том, «как не оттолкнуть зрителя», мы думаем о том, как его привлечь. Либо ты создаешь что-то новое, интересное – то, что зрителя может зацепить по-настоящему - и тогда к тебе приходят, даже если афиши твоего театра не висят по всему городу; либо ты из года в год гонишь то, что было придумано уже лет 50-60 назад, прикрываясь определением «классического репертуарного театра» - и тогда тебя могут спасти только постоянные вливания из городского, областного или федерального бюджета.
- Недавно вы объявили о новой форме существования театра и удивлялись, что даже после «Золотой маски» в театре не наблюдается приток зрителей. Значит ли это, что у нас в Ростове и области публика все еще относится с опаской к эксперименту и готовы нести, как и раньше, свои деньги классическим театральным региональным «монстрам» или антрепризам, где цены достаточно высоки? Получается, что зритель не готов или готов только к развлечениям, театральному фастфуду?
- Я бы вообще исключил из употребления слово «эксперимент» - этим словом очень легко спекулировать - что угодно этим словом можно оправдать. А на деле – любая новая постановка в любом театре – это эксперимент. Даже если актеры ходят в «исторических» костюмах. Ты никогда не знаешь заранее – пойдет зритель на этот спектакль или нет. Если, конечно, это не тупая антрепризная комедия или примитивная мелодрама. И проблема, конечно же, не в зрителе. Ростовский зритель - это не какая-то однородная масса. Зрители - как и люди вообще - бывают разные. Одним нравится одно, другим другое. У Театра 18+ есть свои зрители. Мы их любим, а они нас. Есть люди, которые ходят на наши спектакли по нескольку раз. Но их немного. Для того чтобы их стало больше, нужна реклама, на которую у частного театра нет денег.
Да, мы рассчитывали на то, что после номинации и потом, после получения «Золотой маски», публика Театра 18+ расширится. Так обычно происходит, по крайней мере, в Москве. На наш спектакль «28 дней», который в этом году номинирован, после объявления номинантов билеты невозможно было купить, а до объявления он не так хорошо продавался. Но в случае с Ростовом этого не произошло. О причинах можно долго размышлять. Возможно, в Ростове «Золотая маска» - это не критерий, и люди при выборе театра чем-то другим руководствуются.
Сейчас мы расширяем формат во всех смыслах – будем ставить не только современные пьесы, но и классику, запускаем программу «Открытая площадка» - будем давать возможность молодым творцам реализовать свои театральные идеи, ну и вообще, будем делать более зрительский театр, не в ущерб художественной составляющей, конечно же, Камерная опера «Это любовь», которую мы сейчас продолжаем репетировать онлайн, надеюсь, станет настоящим хитом и своего рода манифестом нового Театра 18+.
Беседовала Надежда Феденко