Прогулки вдоль реки: как война перестроила донскую столицу
1rnd.ru продолжает рассказ об истории послевоенного переустройства Ростова-на-Дону, начатый в День Победы. Сейчас многим трудно представить, но любимое место для прогулок горожан — ростовская набережная — появилось в конце 40-х как результат стратегии «поворота лицом к реке», заложенной в новый генеральный план.
Подходы к восстановлению наиболее пострадавших от войны городов СССР разрабатывали большие группы архитекторов, которыми руководили признанные мастера. План для Ростова-на-Дону составляли по-столичному, ведь возглавлял работу Владимир Семёнов - главный архитектор Москвы в начале 30-х, чьи идеи лежали в основе генеральной реконструкции столицы.
Семёнов, которого считают одним из пионеров научного градостроительства в СССР, ещё до войны указывал: «… Ростов, расположенный на Дону, Дона не видел: берега реки сплошь застроены амбарами, складами и промышленными предприятиями. Надо было во что бы то ни стало повернуть Ростов к Дону». Действительно, почти два столетия прибрежная зона рассматривалась горожанами как способ заработка, никому и в голову не приходило гулять в этом месте. Здесь работал порт, проходила железная дорога, спуски к Дону были глухими и отрезались друг от друга пакгаузами, лабазами, амбарами, складами пароходных компаний и купеческих фирм.
Работы по укреплению берега и наведению порядка в этом районе по разным причинам откладывались в течение ста лет и только на рубеже XIX и XX вв. на набережной произошла большая реконструкция. Появился полноценный причал, территорию замостили, провели водопровод и электричество. Об этом периоде нам до сих пор напоминают кнехты — причальные тумбы, отлитые в 1899 году на механическом заводе Пастухова. Мало кто знает, что нам видна от силы третья часть тумбы, основная же длина — почти с человеческий рост — скрыта под землёй.
Во время Великой Отечественной войны территория порта сильно пострадала от обстрелов, поэтому после освобождения Ростова к рекомендациям архитекторов прислушались, и порт вынесли в новое место, выше по течению Дона.
А на освободившейся территории по проекту Валентина Разумовского и Яна Ребайна методом «народной стройки» создали большую зону отдыха. На субботниках ростовчане сначала демонтировали остатки портовой инфраструктуры, железной дороги, разрушенных складов, а затем разбивали газоны и цветники, высаживали деревья. Тогда же были отлиты и установлены чугунные перила, по оригинальной форме которых ростовскую набережную можно без труда узнать на любой фотографии.
Первый участок обновлённой набережной (от Будённовского до Соколова) торжественно открыли в августе 1949 года. В створе Газетного спуска был установлен первый памятник на Береговой: пароходы встречала фигура И.В. Сталина. В 1961 году, после развенчания культа личности, место на этом же постаменте заняла скульптура Максима Горького, который в молодом возрасте работал в ростовском порту в артели грузчиков.
В дальнейшем набережная прирастала новыми участками и имеет сейчас общую длину три километра - от улицы Сиверса до Богатяновского спуска. Практически каждое десятилетие отмечено здесь памятниками-свидетелями той или иной эпохи. Самыми заметными можно назвать бюст великого флотоводца Фёдора Ушакова, начинавшего свою карьеру на Дону; скульптуру «Ростовчанка» – символ красоты ростовских женщин и символ любви, памятник Шолохову, скульптуры, посвященные героям шолоховских произведений, – «Дед Щукарь» и «Нахалёнок»; стимпанковское «Индустриальное сердце», скульптурную композицию «Степан Разин с дружиной» и др. От прежнего порта на Береговой остались остатки 11 пакгаузов, семь из которых принадлежали купцам Максимовым. Хотя в народе упорно именуют их «парамоновскими складами».
Редакция 1rnd.ru благодарит за подготовку этой серии публикаций Алексея Павловского, главу ООО "Бонус-Медиа" (проекты "РУфест", "Ваш персональный гид", "Клуб интеллектуалов", "Рио Рита – радость Победы").