Эксперт дня: от отсутствия пробок на дорогах цены на такси упали
Общественный транспорт вошёл в список отраслей, которые пострадали от ограничительных мер, введенных из-за коронавируса. Такси в этом перечне нет, но, и эти компании ощутили на себе спад пассажиропотока. 1Rnd.ru узнал у директора компании «Такси 306» Лилии Глущенко, что происходит с ростовским рынком такси и как изменился спрос на услуги пассажирских перевозок.
— Как таксомоторные организации переживают период ограничительных мер?
— Я могу сказать, что такси продолжает работать. Если общественный транспорт был всегда дотационной отраслью, то таксомоторные организации выживают сами по себе. Конечно, во время периода всеобщей самоизоляции количество поездок в такси значительно сократилось. Средний чек просел на 50% — поездки стали дешевле для клиентов, а вот их число снизилось, поэтому по финансовым показателям мы упали. Снижение среднего чека произошло из-за того, что в период самоизоляции на дорогах стало меньше машин. Привычных пробок больше месяца нет на ростовских дорогах. Первую неделю самоизоляции автомобили даже простаивали. Сейчас любая поездка по городу по времени в среднем занимает до 20 минут. За это время можно весь город пересечь.
70 рублей может стоить 4 километра, а 100 рублей — это цена поездки от ЦУМа до «Горизонта». Затраты для такси формируются не только из цены на топливо. Самое значительное — это время. Если раньше водитель за час делал две поездки, то теперь за это время он совершает 4 заказа, поэтому и цены стали ниже. Мы можем экономить на том, что все наши машины оборудованы газовым оборудованием, что снижает затраты на топливо. Себестоимость на таких авто составляет порядка 70 копеек на один километр. Рынок такси, конечно, просядет в ближайшее время. Это очевидно. Он был растущим все время. После самоизоляции будет сокращение рынка.
— А как это снижение сказалось на водителях такси?
— Количество сотрудников осталось на прежнем уровне. Конечно, все те, кто подрабатывал в такси, ушли. Остались водители, которые официально у нас работают. Сложностей с пропускной системы мы тоже не заметили. Все наши сотрудники, которые официально у нас работают, получили пропуска. В услугах «подработчиков» мы сейчас не нуждаемся. У наших конкурентов тоже с этим проблем не возникло. Для своих водителей мы сразу снизили стоимость аренды автомобиля. Хотя, конечно, все мы пострадали из-за ограничений.
— Как такси соблюдает новые санитарные правила?
— У нас есть санитарная обработка автомобилей. Водителей обеспечили масками. Таксисты ежедневно проходят медицинский осмотр. Их проверяют на алкоголь, наркотики, измеряют температуру и давление, оценивают общее состояние и узнают о жалобах на самочувствие. Что касается нашего такси, то, по крайней мере, у нас ни один водитель не заболел. У нас партнеров в Тамбове, например, выявили коронавирус у пассажиров, которых перевозил водитель такси. Он был отправлен на двухнедельный карантин. К счастью, он не заболел. В Ростове же нам никто не звонил по пассажирам из контролирующих органов.
— Власти анонсировали большой перечень мер поддержки бизнеса. Вы чем-то смогли воспользоваться?
— Мы сейчас пользуемся государственной поддержкой для приобретения автомобилей в лизинг. Государство нам субсидирует 12,5% от стоимости автомобиля. Вроде бы хорошая поддержка, ведь купить дешевле машину не получится. Никто такую скидку не даст, но лизинговая компания все равно накрутит эти проценты за счет страховок и прочего. Поддержка есть, но если разобраться, то она в итоге создаёт кабалу. Проще освободить от налогов автозавод или отменить для бизнеса НДС при покупке авто — это была бы реальная поддержка. Пусть хотя бы на 10% ниже будет НДС.