Эксперт дня: гостиничную сферу Ростова ждут банкротства
Отели ощутили сложности еще до официального введения в донском регионе режима всеобщей самоизоляции. Иностранные туристы начали отменять бронирование в начале марта. По словам собственника гостиничного комплекса «Эльбузд» Татьяны Гончаровой, будущее гостиничного бизнеса Ростова зависит от того, как быстро будут сняты ограничения на передвижение в регионе и за его пределами. Конечно, отельеры надеются на дополнительную поддержку со стороны государства, ведь введённые меры не могут разрешить все проблемы.
— Отели одни из первых ощутили на себе ограничительные меры. Оцените свои потери. Какие услуги отель сейчас предоставляет?
— С 28 марта и по настоящее время гостинично-ресторанный комплекс «Эльбузд», как и все гостиницы города, закрыт и никаких услуг не предоставляет. Ждем распоряжений губернатора. Потери от простоя достаточно большие и они только увеличиваются. Даже при ожидаемом разрешении работать нормальная заполняемость гостиницы вряд ли возможна при возобновлении внутреннего туризма. В туристический сезон в нашем городе транзитом останавливаются на день-два, едущие отдыхать на курорты Краснодарского Края и Крыма. Авиасообщение и другие перемещения между регионами сейчас ограничены, поэтому перспектива загрузки гостиниц Ростова в ближайшем будущем минимальна.
Стоит отметить, что уже в первой декаде марта мы стали наблюдать массовую отмену бронирования, загрузка гостиницы резко упала. Так, например, отменили брони группы туристов из Ирландии и Франции, планировавшие приехать в Ростов с деловым визитом и, кстати, посетить с экскурсией нашу винодельню. Отменили бронь и труппы артистов, которые планировали приехать в город на гастроли.
— Как удалось решить проблемы с оплатой налогов и кредитных обязательств? Удалось ли сохранить штат?
— Проблема с оплатой налогов и кредитных обязательств в настоящее время еще не решена. Да, отсрочка выплат по кредитам и налогам дала временную передышку, но ее не решила. Мы не имеем информации, когда сможем возобновить работу. Мы не знаем, как быстро восстановится внутренний туризм, на который мы ориентированы. Штат сотрудников на всех наших предприятиях сохранен.
— Есть ли у вас антикризисный план действий?
— План антикризисных действий имеется. Он позволил нам оперативно среагировать на возникшие трудности. Поскольку гостиница и рестораны входят в группу компаний «Эльбузд», часть текущих расходов по комплексу мы закрывали средствами от винодельческого хозяйства, которое ни на день деятельность не прерывало.
— Отели вошли в список наиболее пострадавших отраслей из-за коронавируса. Какими мерами поддержки вы уже воспользовались и на что можете рассчитывать?
— Поданы документы на выплату субсидий в размере МРОТ на каждого сотрудника. Также рассчитываем получить субсидируемый государством кредит по погашению заработной платы.
— Как в целом переживает гостиничный бизнес Ростова период самоизоляции?
— Гостиничный и ресторанный бизнес тяжело переживает период самоизоляции. Особенно пострадали гостиницы с большим номерным фондом, имеющие значительные траты за коммунальные платежи и налоги. Череда банкротств, к сожалению, будет иметь место. Прогнозы зависят от развития внутреннего туризма в России. Для нас это актуально, так как гостинично-ресторанный комплекс активно занимался этногастрономическим туризмом. Часто проживающие в гостинице заезжали с экскурсией к нам на виноградник «Эльбузд», который находится в Азовском районе. Здесь помогает небольшая удаленность от Ростова и близость к трассе М-4. Прошлым летом, по субботам, от гостиницы курсировал автобус на винодельню и обратно. В настоящее время важно поддержать внутренний туризм для скорейшего восстановление деятельности гостиниц и ресторанов города и Ростовской области. Надеемся на помощь и активную поддержку в этом вопросе региональных властей.