Театр, в котором стало слышно: как война перестроила донскую столицу
Здание Театра драмы им. Горького по праву называют одной из главных достопримечательностей донской столицы. Но мало кто вспоминает, что театр-трактор после войны был существенно перестроен.
Рассказ о том, как ростовчане поменяли рекорды на функциональность, продолжит историю послевоенного переустройства Ростова-на-Дону.
С местом для строительства здания театра в Ростове определились в 1929 году, сразу после объединения города-папы с соседней Нахичеванью. Свободное пространство, полтора столетия разделявшее ближайших соседей, решили превратить в центральную площадь объединённого города и украсить её театром, да таким, что нет больше нигде: «самый большой («больше Большого»), самый оригинальный («мощный комбинат театрального искусства»), самый масштабный («возможность постановки большого индустриализированного спектакля, наиболее мощно и ярко отражающего установки революционного искусства») и, конечно же, самый красивый» (формулировки приводит историк театра Наталья Перминова).
Объявили конкурс проектов, на котором победил проект архитекторов Бархиных. Но их «Красный мак» в итоге уступил идее построить «театр-трактор», которую предложили два Владимира - Гельфрейх и Щуко, создавшие для Москвы, например, главный корпус Ленинской библиотеки и Большой Каменный мост.
Реализацию проекта объявили «всесоюзной стройкой», на которую приехали добровольцы со всей страны. К нынешней Театральной площади подвели железнодорожные пути, а на возведение здания потратили 20 млн руб. (средняя зарплата в Ростове в то время — 120-160 руб.), 7 млн кирпичей, 3 тыс. т гранита, 3,9 тыс. т мрамора, 8 тыс. т известняка и 500 вагонов металла.
Крупнейший не только в СССР, но и в Европе театр открыли 27 ноября 1935 года. Зрители были поражены колоссальной постройкой, включавшей два зала – театральный на 2200 мест и концертный на 900 мест, просторные вестибюль и фойе, ресторан площадью 300 кв. м и даже ясли, куда зрители могли оставлять детей.
Самая большая сцена состояла из двух вращающихся кругов - большого (24,5 м) и малого (14 м). Оркестровая яма была рассчитана на 100 человек. Внешний облик здания украсили горельефы «Гибель Вандеи» и «Железный поток», созданные Сергеем Корольковым - выдающимся скульптором, известным как «донской Роден».
В погоне за рекордами как-то упустили важнейшую составляющую любого театрального зала — акустику. В циклопическом зале образовалось несколько «мёртвых зон», откуда было прекрасно видно, но ничего не слышно. Да и на сцене актёрам приходилось подавать друг другу знаки, завершая реплики. Легендарный Ростислав Плятт, служивший на сцене ростовского драмтеатра в составе труппы Завацкого, для капустника написал такие пародийные стихи на мотив известной песни:
Широки партер, полы и стены…
Рампа как велосипедный трек,
Мы другой такой не знаем сцены,
Где так плохо слышен человек!
В сентябре 1941-го в здание театра попало несколько бомб и оно стояло полуразрушенным. Чтобы окончательно уничтожить памятник советского конструктивизма, оккупанты, отступая в 1943-м, здание взорвали. Но его конструкция всё же устояла и «украшала» центральную площадь два десятилетия, ожидая окончания восстановления важнейших объектов - жилья, школ, больниц, заводов и фабрик.
Казалось, что построить новое здание проще, чем восстанавливать былое, и архитекторы предлагали разнообразные новые проекты в неоклассическом стиле. К счастью, решили вернуть городу «трактор», но без былого фанатизма: внешний облик сохранили, а внутреннее устройство претерпело значительные изменения.
Сокращённый до 1 200 мест зрительный зал и сценическую коробку передвинули ближе к главному фасаду, сократив размеры фойе и кулуаров. Уцелевшие стены артистических уборных использовали для сооружения Зелёного театра, который открылся в 1960 г. с северной стороны здания. Всё гигантское — зрительный зал на 3000 мест, сцена площадью 300 кв. м — ушло под открытое небо, а внутренний зал стал соответствовать классическим стандартам. Проблемы с акустикой, естественно, тоже устранили.
Восстановленное здание открылось в 1963 году премьерой «Варваров» М. Горького. И даже перестроенный, ростовский театр драмы можно найти практически в любом архитектурном справочнике как яркий пример советского конструктивизма.
Говорят, что в лондонском музее архитектуры в разделе «Русское зодчество» представлены всего два экспоната – макеты собора Василия Блаженного и здания ростовского театра им. М. Горького.
Редакция 1rnd.ru благодарит за подготовку этой серии публикаций Алексея Павловского, главу ООО "Бонус-Медиа" (проекты "РУфест", "Ваш персональный гид", "Клуб интеллектуалов", "Рио Рита – радость Победы").