11:41, 22 мая 2020 г.

Театр, в котором стало слышно: как война перестроила донскую столицу

Фото:

Здание Театра драмы им. Горького по праву называют одной из главных достопримечательностей донской столицы. Но мало кто вспоминает, что театр-трактор после войны был существенно перестроен.

Рассказ о том, как ростовчане поменяли рекорды на функциональность, продолжит историю послевоенного переустройства Ростова-на-Дону.

С местом для строительства здания театра в Ростове определились в 1929 году, сразу после объединения города-папы с соседней Нахичеванью. Свободное пространство, полтора столетия разделявшее ближайших соседей, решили превратить в центральную площадь объединённого города и украсить её театром, да таким, что нет больше нигде: «самый большой («больше Большого»), самый оригинальный («мощный комбинат театрального искусства»), самый масштабный («возможность постановки большого индустриализированного спектакля, наиболее мощно и ярко отражающего установки революционного искусства») и, конечно же, самый красивый» (формулировки приводит историк театра Наталья Перминова).

Объявили конкурс проектов, на котором победил проект архитекторов Бархиных. Но их «Красный мак» в итоге уступил идее построить «театр-трактор», которую предложили два Владимира - Гельфрейх и Щуко, создавшие для Москвы, например, главный корпус Ленинской библиотеки и Большой Каменный мост.

Реализацию проекта объявили «всесоюзной стройкой», на которую приехали добровольцы со всей страны. К нынешней Театральной площади подвели железнодорожные пути, а на возведение здания потратили 20 млн руб. (средняя зарплата в Ростове в то время — 120-160 руб.), 7 млн кирпичей, 3 тыс. т гранита, 3,9 тыс. т мрамора, 8 тыс. т известняка и 500 вагонов металла.

1934 год. Строительство театра. Кадр meotyda.ru

Крупнейший не только в СССР, но и в Европе      театр    открыли 27 ноября 1935 года. Зрители были поражены колоссальной постройкой, включавшей два зала – театральный на 2200 мест и концертный на 900 мест, просторные вестибюль и фойе, ресторан площадью 300 кв. м и даже ясли, куда зрители могли оставлять детей.

Самая большая сцена состояла из двух вращающихся кругов - большого (24,5 м) и малого (14 м). Оркестровая яма была рассчитана на 100 человек. Внешний облик здания украсили горельефы «Гибель Вандеи» и «Железный поток», созданные Сергеем Корольковым - выдающимся скульптором, известным как «донской Роден».

Театр в 1935 году. Фото с pastvu.comГорельеф Горельеф

В погоне за рекордами как-то упустили важнейшую составляющую любого театрального зала — акустику. В циклопическом зале образовалось несколько «мёртвых зон», откуда было прекрасно видно, но ничего не слышно. Да и на сцене актёрам приходилось подавать друг другу знаки, завершая реплики. Легендарный Ростислав Плятт, служивший на сцене ростовского драмтеатра в составе труппы Завацкого, для капустника написал такие пародийные стихи на мотив известной песни:

Широки партер, полы и стены…

Рампа как велосипедный трек,

Мы другой такой не знаем сцены,

Где так плохо слышен человек!

В сентябре 1941-го в здание театра попало несколько бомб и оно стояло полуразрушенным. Чтобы окончательно уничтожить памятник советского конструктивизма, оккупанты, отступая в 1943-м, здание взорвали. Но его конструкция всё же устояла и «украшала» центральную площадь два десятилетия, ожидая окончания восстановления важнейших объектов - жилья, школ, больниц, заводов и фабрик.

1942 год. Театральная площадь во время второй оккупации. Фото РРО ВООПИиКТеатральная площадь во время оккупации, фото с humus.livejournal.com

Казалось, что построить новое здание проще, чем восстанавливать былое, и архитекторы предлагали разнообразные новые проекты в неоклассическом стиле. К счастью, решили вернуть городу «трактор», но без былого фанатизма: внешний облик сохранили, а внутреннее устройство претерпело значительные изменения.

Сокращённый до 1 200 мест зрительный зал и сценическую коробку передвинули ближе к главному фасаду, сократив размеры фойе и кулуаров. Уцелевшие стены артистических уборных использовали для сооружения Зелёного театра, который открылся в 1960 г. с северной стороны здания. Всё гигантское — зрительный зал на 3000 мест, сцена площадью 300 кв. м — ушло под открытое небо, а внутренний зал стал соответствовать классическим стандартам. Проблемы с акустикой, естественно, тоже устранили.

Восстановленное здание открылось в 1963 году премьерой «Варваров» М. Горького. И даже перестроенный, ростовский театр драмы можно найти практически в любом архитектурном справочнике как яркий пример советского конструктивизма.

Говорят, что в лондонском музее архитектуры в разделе «Русское зодчество» представлены всего два экспоната – макеты собора Василия Блаженного и здания ростовского театра им. М. Горького.

Работы по восстановлению театра, фото с  transphoto.orgОткрытка 1964 года с видом на восстановленный театр, фото РРО ВООПИиК

Редакция 1rnd.ru благодарит за подготовку этой серии публикаций Алексея Павловского, главу ООО "Бонус-Медиа" (проекты "РУфест", "Ваш персональный гид", "Клуб интеллектуалов", "Рио Рита – радость Победы").

#театр Горького #история Ростова #достопримечательности Ростова #Ростов в войну
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. "Политика конфиденциальности"