Эксперт дня: из-за самоизоляции у людей проявляются психосоматические заболевания
Из-за ограничительных мер жители Ростова-на-Дону обращаются в медучреждения только в самых крайних случаях. Этот период тяжело переживает те, у кого есть хронические заболевания. На первый план вышла психосоматика. 1Rnd.ru узнал у главного врача медцентра «Семья» Элины Прониной, с какими проблемами чаще всего обращаются к врачам пациенты и что показали первые итоги тестирования на наличие антител к коронавирусу.
— Как изменилась работа медцентров в период всеобщей самоизоляции?
— Всё это время мы работаем в формате оказания неотложной медицинской помощи. Изменилась структура пациентов, жалобы пациентов и их тяжесть состояния. Действительно, люди, соблюдая режим самоизоляции, приходят в том состоянии, когда не оказывать им помощь уже нельзя, ведь это опасно для их жизни. Практически прекратились обращения за педиатрической помощью, плановое наблюдение детей до года, хотя это необходимо делать, так как нужно постоянно наблюдать за тем, как развивается ребёнок. Для этого и существуют приказы, регламентирующие определенные периоды посещения докторов в этом нежном возрасте. Плановые посещения по поводу вакцинации сейчас свернулись, хотя ежедневно выходят различные нормативные акты в пользу сохранения прививочной работы во избежание нежелательного роста других опасных инфекционных заболеваний детского населения. При этом, мы принимаем только тех пациентов, у которых нет температуры и признаков ОРВИ, выполняя приказы и другие нормативные акты министерства здравоохранения Ростовской области и России.
Мы временно не обслуживаем вызовы на дом от пациентов, у которых есть температура. В этих случаях мы рекомендуем вызывать участковых врачей по месту жительства пациента. С одной стороны, очень сложно отказать пациентам, которые нуждается в помощи и перенаправить их к другому врачу, ведь к нам обращаются и наши постоянные пациенты. Это морально очень сложно, но мы понимаем, что так обезопасим и их, и их родных.
— С чем сейчас чаще всего обращаются пациенты к врачам медцентра?
— Сейчас у нас работают все узкие специалисты, но график у них был изменён. За этот период возросли обращения пациентов по гинекологии, урологии, ревматологии и общей хирургии. Увеличилось обращение к неврологам и кардиологам. Очень много обращений зафиксировали с жалобами на повышение давления, головные боли и боли других локаций. Обращались часто пациенты к психотерапевту и массажистам, увеличилось количество обращений по мануальной терапии. Началось обострение остеохондрозов и межпозвоночных грыж. Все это проявилось из-за малоподвижного образа жизни. Все лежат дома перед телевизором или работают весь день за компьютером. Сейчас стали отмечать рост обращений с гастроэнтерологическими жалобами, что может говорить как о более частом употреблении еды с доставкой, так и об обострении хронических заболеваний благодаря хроническому стрессогенному фактору. Из прекрасного — самоизоляция стала важным фактором в демографическом сдвиге. К нам ежедневно приходят все больше беременных на ранних сроках. Это не может не радовать. Жизнь продолжается!
— Не приведут ли ограничения из-за коронавируса к тому, что люди массово займутся самолечением?
— Огромное количество пациентов уже занимаются самолечением. У всех пациентов, которые к нам приходили за этот период, специалисты выявили более тяжелое состояние по сравнению с обращениями в «докоронавирусный» период. Было видно, что люди сами для себя пытались что-то решить, по старым схемам как-то лечится, а приходили к нам, когда была уже ничего не помогало и была необходима помощь специалиста. Запущенные случаи всегда сложнее и дольше лечить.
— Как проходит лечение хронических больных, которым необходима помощь в это время?
— Если пациент нуждаются в оказании неотложной медицинской помощи, у него обострение хронического заболевания, но нет температуры, то он сам приезжают в медицинский центр. На входе мы проверяем у него температуру. Если температура в норме, то его пропускаем в регистратуру, но с соблюдением масочного режима и социальной дистанции. Оформив документы, пациент направляется к врачу. К нам приезжают пациенты из других населённых пунктов. Если у пациента есть приглашение от врача, то он имеет право приехать. Если пациент записался на приём к врачу через наш колл-центр, то мы ему высылаем официальный документ с приглашением. Он и является основаниям для передвижения пациента в период самоизоляции. Пропуском для пациентов является консультативный лист, который позволяет им приезжать в медцентр для повторных консультаций, амбулаторных манипуляций, курсовой терапии. Курсовое лечение тоже являются основанием для передвижения из дома в медучреждение.
— Есть ли спрос на телемедицину?
— Мы запустили услуги телемедицины с 6 апреля и дали возможность оплаты услуг через Сбербанк-онлайн прямо на расчётный счет нашего медицинского центра. Консультацию врача с помощью телемедицинских технологий может получить пациент только при повторном обращении. В первый раз пациент должен прийти на прием к врачу, чтобы специалист произвел осмотр, часто с применением специального оборудования, подробно осмотрел и точно определил его состояние. Согласитесь, что в онлайн-режиме получить от пациента точные характеристики его симптомов — это очень сложно. Пациента всегда должен увидеть врач, а потом уже с помощью телемедицины он может повторно проконсультироваться у доктора, получить интерпретацию своих анализов, которые он сдал после первичного посещения специалиста. Также с помощью телемедицины доктор может подкорректировать лечение и прием лекарств. Пациенты одобрили такую услугу, стали активно пользоваться.
— Ваш медцентр первым в регионе стал проводить тестирование на антитела к коронавирусу. Какие данные вы уже успели получить?
— С 11 мая мы тестируем на антитела к COVID-19, на иммуноглобулины G, белки, которые показывают, сформироваться ли иммунитет у человека после встречи с коронавирусом. Задачу, поставленную собственником МЦ «Семья», Олесей Чехомовой, по выбору наиболее точных и качественных тест-систем, мы выполнили, опробовав несколько вариантов и остановились на наиболее достоверном. Такое требование всегда ставится перед нашими специалистами — опора на качество. Мы не просто выдаем результаты анализа. С тестированием мы проводим анкетирование пациентов. В анкете мы задаем основные вопросы по анамнезу пациента, клиническим проявлениям за предшествующий период, что позволяет аналитически подходить к исследованиям и давать рекомендации по дальнейшему поведению обследуемого. Наш пациент не остается один на один с бланком результатов, он знает, как дальше следует поступить.
За этот период тестирования и анкетирования мы получили довольно интересную статистику. Тесты проходили пациенты практически всех категорий. Есть люди, которые болели в январе-феврале и описывали пневмонию, но они не лечились в медучреждении и не сдавали анализы ПЦР на коронавирус. Была группа лиц, у которых не было клинических проявлений коронавируса, но тестирование показало у них антитела. Также есть и такие пациенты, которые пролечились в ковидных госпиталях, вот у них антитела обнаруживались в 100% случаев. Была и группа, у которых были симптомы коронавируса, они получили отрицательный ПЦР тест на него.
Сейчас мы обнаружили в выборке тестов антитела у почти 5% пациентов. Это может говорить о том, что люди ответственно подошли к самоизоляции и не имели контактов с возможными зараженными. Мы пока не проводили обследования коллективов предприятий, которые работали в это время, а это было бы любопытно. К нам за этот период обратилось несколько сотен человек — это хорошая выборка, но это люди, которые сидели дома, а сейчас планируют выйти на работу. Они хотят понять, как им вести себя. Если у них есть иммунитет к коронавирусу, то они могут совсем по-другому вести себя с окружающими. А вот те, у которых нет антител, будут более внимательнее относиться к себе и окружающим — носить маску, соблюдать социальную дистанцию.
Сейчас я слышу, что многие люди хотят понять, чем они переболели раньше. Я за то, чтобы медицина было доступной, поэтому массовое тестирование на антитела, которое организует министерство здравоохранения Ростовской области — это необходимая мера, ведь власти получат более точные данные о прослойке переболевших в регионе и смогут прогнозировать дальнейшее развитие заболевания.
— Как вообще частные клиники Ростова переживают это время?
— Мы, конечно, не так пострадали, как рестораны или кинотеатры, но всем нам стало сложнее работать. Сложно прогнозировать, что будет на нашем рынке после снятия ограничений. Я скажу, что пациент ходит к определенному врачу, а форма собственности учреждения его волнует в последнюю очередь. Если лечебное учреждение вызывало у него доверие, то так же будет и после пандемии. А вот те медучреждения, которые не могли этим похвастаться и раньше, у них могут быть проблемы после снятия всех ограничений.